Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 2-АПГ17-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2017 г. N 2-АПГ17-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области о признании не действующим в части решения Совета муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области от 17 февраля 2011 г. N 3 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования поселок Кадуй", по апелляционной жалобе Совета муниципального образования поселок Кадуй на решение Вологодского областного суда от 26 декабря 2016 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Ибрагимова А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим решения Совета муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области от 17 февраля 2011 г. N 3 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования поселок Кадуй" в части включения в границы поселка лесных участков, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

Решением Вологодского областного суда от 26 декабря 2016 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Совет муниципального образования поселок Кадуй обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в части отнесения к землям лесного фонда земельного участка в квартале 14 выделы 29, 30, 31, 32, поскольку он был передан в ведение Администрации поселка Кадуй в 2006 г., в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования землей ООО "Кадуйское" и включением земельного участка в черту поселка Кадуй.

Относительно доводов апелляционной жалобы Департаментом лесного комплекса Вологодской области и прокуратурой Вологодской области, представлены отзыв и возражения.

В судебное заседание представители Департамента лесного комплекса Вологодской области, прокуратуры Вологодской области, Совета муниципального образования поселка Кадуй, Администрации муниципального образования поселок Кадуй, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав представителя Федерального агентства лесного хозяйства и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 19 Устава муниципального образования поселок Кадуй представительным органом муниципального образования является Совет муниципального образования, к полномочиям которого отнесено утверждение генерального плана муниципального образования.

Совет муниципального образования поселок Кадуй по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами области, уставом муниципального образования поселок Кадуй, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации своей деятельности (статья 20 Устава).

Решением Совета муниципального образования поселок Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области от 17 апреля 2011 г. N 3 утвержден Генеральный план муниципального образования Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области, которое опубликовано в приложении к газете "Наше время" от 22 февраля 2011 г. N 23 (11033).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования поселок Кадуй от 17 февраля 2011 г. в границы поселка включены лесные участки, а именно:

- в кварталах N 12 выделы (28, 29ч, 35, 36, 37, 38, 39ч, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 60, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72), 13 выделы (1ч, 2ч, 3, 7ч, 8ч, 9, 15ч, 16, 17, 20ч, 21, 22ч, 23), 14 выделы (25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43ч, 44ч, 45ч, 46, 47ч), 35 выделы (10ч, 11, 12, 14, 21ч, 22ч, 23, 24ч, 25ч, 26ч), 36 выделы (4ч, 5ч, 6, 7ч, 8ч, 9, 10, 15ч, 17ч, 29ч, 30), 37 выделы (5ч, 10, 11ч, 12ч, 13ч, 24ч, 28ч) относящиеся к Центральному сельскому участковому лесничеству, совхоз "Кадуйский" Кадуйского лесничества Вологодской области, площадью 656 600 000 кв. м, с кадастровым номером 35:20:0000000:153 (35:20:0:43), местоположением: Вологодская область, Кадуйский район;

- в кварталах N: 44 выделы (10ч, 11, 12, 13ч, 14ч, 15, 18ч, 19, 20, 21, 22, 23); 45 выделы (1ч, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18ч, 19ч, 20, 21ч, 22ч, 23); 52 выделы (1, 2ч, 3, 5ч, 6, 7ч, 16ч, 17ч, 18, 25), 53 выделы (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14), 54 выделы (1, 2ч, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9ч, 10, 11ч, 15ч, 18, 22, 23ч), 70 выделы (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17), относящиеся к Кадуйскому участковому лесничеству Кадуйского лесничества Вологодской области, площадью 1 918 150 000 кв. м, с кадастровым номером 35:20:0000000:145 (35:20:0:14), местоположением: Вологодская область, Кадуйский район.

Данное обстоятельство подтверждено фрагментами графического наложения границ населенного пункта п. Кадуй на материалы лесоустройства Кадуйского лесничества 2000 года. Фрагмент графического наложения выполнен в программном обеспечении "AUTOKAD LTD 2013" методом наложения картографического материала лесоустройства на границы, определенные основным чертежом генерального плана муниципального образования поселок Кадуй в государственной системе координат (л.д. 229 т. 1).

Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра.

В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана населенного пункта без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельный участок в квартале N 14 выделы 29, 30, 31, 32 не относится к землям лесного фонда, поскольку он был передан в ведение Администрации поселка Кадуй в 2006 г., в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования землей ООО "Кадуйское" и включением земельного участка в черту поселка Кадуй, отклоняется.

Согласно материалам дела, решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 18 сентября 1989 г. N 403 "О расширении черты поселков Кадуй и Хохлово" в черту населенных пунктов включены земли совхоза "Кадуйский" общей площадью 100,40 га, в том числе приусадебных земель 0,70 га, лесных площадей 33 га, древесно-кустарниковой растительности 64,50 га, под водой 2,20 га.

Земельный участок общей площадью 100,40 га предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ООО "Кадуйское" на основании свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28 января 1993 г. N 1945.

Постановлением Главы Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 июня 2006 г. N 486 право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Кадуйское" на земельный участок площадью 100,40 га прекращено, в связи с добровольным отказом общества и включением его в черту поселка Кадуй.

Административный ответчик считает, что земельный участок в квартале N 14 выделы 29, 30, 31, 32 с предыдущим кадастровым номером 35:20:0000000:026 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Кадуйское" и в соответствии с копией кадастрового плана от 25 марта 2005 г. относился к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственных целей.

Однако, право собственности Российской Федерации на указанный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенного пункта должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Вологодского областного суда от 26 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета муниципального образования поселок Кадуй - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления