Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2016 N 303-КГ16-11836 по делу N А51-17362/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 ноября 2016 г. N 303-КГ16-11836

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Владивостокской таможни (далее - таможня, заявитель) на решение Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2015 по делу N А51-17362/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 по тому же делу

по заявлению индивидуального предпринимателя Надуды Екатерины Владимировны (далее - предприниматель) о признании незаконным требования таможни от 04.06.2015 о представлении электронных документов по декларации на товары N 10702030/280515/0031328 (далее - ДТ N 31328), а именно документа, подтверждающего соблюдение установленных ограничений в отношении товара N 2 (с учетом уточнения),

установил:

решением суда первой инстанции от 29.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.03.2016 и постановлением суда кассационной инстанции от 01.06.2016, требования предпринимателя удовлетворены, требование таможни о представлении электронных документов по декларации на товары признано незаконным.

Таможня, ссылаясь на существенное нарушение оспариваемыми судебными актами норм права, прав и законных интересов заявителя, охраняемых законом публичных интересов, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об их пересмотре в кассационном порядке.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Кодекса кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При изучении доводов жалобы заявителя по материалам истребованного дела оснований для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение условий внешнеэкономического контракта от 07.07.2014 N SLN 2014, заключенного между предпринимателем и японской компанией, предпринимателю был поставлен товар, в целях таможенного оформления которого он подал во Владивостокскую таможню ДТ N 31328. В графе 31 названной ДТ указан товар N 2 - шины пневматические резиновые бывшие в употреблении, но по своим потребительским свойствам пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

Согласно описи документов к ДТ N 31328 было приложено, в том числе, экспертное заключение от 26.05.2015 N 040074/15, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бюро экспертиз и оценки ПРОФЭКСПЕРТ" Вятковой Т.В., имеющей сертификат ТПП РФ N 2611/210128 "Экспертиза и идентификация товаров и автотранспортных средств при установлении кодов ТН ВЭД России", диплом о профессиональной переподготовке ПП-II N 018891 НОУ "Инженерная академия" по программе "Подготовка экспертов-техников", свидетельство НП "Палата судебных экспертов" по квалификации "эксперты-техники по независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (далее - экспертное заключение).

Согласно названного экспертного заключения шины, бывшие в употреблении, являющиеся товаром N 2 по ДТ N 31328, пригодны для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.

Таможней был проведен таможенный досмотр товаров, заявленных в ДТ N 31328, в результате которого было установлено, что товар N 2 представляет собой шины пневматические резиновые с видимыми следами эксплуатации в виде следов истирания, без камер, без флипперов, по результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра N 10702030/020615/003733 от 02.06.2015.

Впоследствии таможня направила предпринимателю оспариваемое по настоящему делу требование о предоставлении электронных документов от 04.06.2015, согласно которому предпринимателю в срок до 06.06.2015 необходимо было представить электронные документы по ДТ N 31328, а именно документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений в отношении товара N 2 (лицензия Минпромторга России либо заключение Росприроднадзора о непринадлежности товара к товарам, включенным в раздел 2.3 (опасные отходы) перечня товаров, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 30 от 21.04.2015 "О мерах нетарифного регулирования").

Заявителем сделан запрос в Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии (далее - Департамент) о том, являются ли шины и покрышки пневматические резиновые, бывшие в употреблении, но по своим потребительским свойствам пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, отходами либо не являются таковыми.

Согласно ответного письма Директора Департамента от 26.06.2015 N 13548, в разделе 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, содержится товарная позиция - шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (коды 4012 20 0001, 4012 20 0009 ТН ВЭД ТС), в связи с чем данные товары по своим свойствам могут являться опасными отходами, однако, в случае, если шины и покрышки, бывшие в употреблении, не предполагаются к удалению, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, то такие товары не являются опасными отходами.

Кроме того, из справки органа по сертификации продукции "ТестСертификация" от 22.12.2015 следует, что в соответствии с Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, продукция - шины пневматические резиновые бывшие в употреблении, но по своим потребительским свойствам пригодные для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению, код 4012 20 0009 ТН ВЭД ТС, не относятся к объектам обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, не относятся к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии, таким образом, подтверждением того, что шины пневматические резиновые бывшие в употреблении соответствуют установленным требованиям качества и безопасности, является заключение эксперта N 040074/15 от 26.05.2015.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе экспертное заключение, письмо Директора Департамента, справку органа по сертификации, и руководствуясь положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования", Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, являющимся приложением N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, Перечнем товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (с примечаниями), являющимся приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ, суды пришли к следующим выводам.

Из совокупного анализа вышеуказанных правоположений следует, что к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары, являющиеся остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства, предназначенные для удаления и не обладающие потребительскими свойствами.

Поскольку меры нетарифного регулирования распространяются на шины, бывшие в употреблении, в том случае, когда они ввезены как отходы, в то время как ввезенные шины не являются отходами, поскольку не утратили свои потребительские свойства и пригодны для эксплуатации, что подтверждается экспертным заключением и не опровергнуто таможней, суды сочли требование таможни о предоставлении дополнительных документов необоснованным и незаконным.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Согласно части 1 статьи 291.11 Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Приведенные заявителем в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений судами норм права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, принимая во внимание, что проверка пересмотр судебных актов в порядке кассационного производства в отсутствие существенных нарушений судом норм материального и (или) процессуального права не относится к компетенции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с нормами статей 291.1 - 291.15 Кодекса.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

Владивостокской таможне в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.В.ПАВЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления