ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 июля 2018 г. N 44-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Ленина, 69" о признании недействующим в части слов "размещение нестационарных торговых объектов" пункта 3.2 Приложения 3 к приказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 8 декабря 2015 года N СЭД-27-01-10-1030 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Проспект им. Ленина" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" по апелляционной жалобе государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края на решение Пермского краевого суда от 12 марта 2018 года, которым заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения представителя административного истца Оксюты Д.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим отмене, а административное исковое заявление - оставлению без рассмотрения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
8 декабря 2015 года Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края издан приказ N СЭД-27-01-10-1030 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Проспект им. Ленина" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Приказ), опубликованный 14 декабря 2015 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49.
Согласно пункту 5 Приказа требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия установлены приложением 3 к названному нормативному правовому акту (далее - Требования).
Пунктом 3.2 Требований в границах достопримечательного места запрещается в том числе размещение нестационарных торговых объектов (абзац третий).
Товарищество собственников жилья "Ленина, 69" (далее - ТСЖ) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 3.2 приложения 3 к Приказу недействующим в части запрета размещения нестационарных торговых объектов в границах территории достопримечательного места, считая, что это предписание не соответствует нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, принято с нарушением порядка, предусмотренного статьями 17 и 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", нарушает право административного истца на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов на принадлежащем товариществу земельном участке, находящемся на территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Проспект им. Ленина".
Решением Пермского краевого суда от 12 марта 2018 года признан не действующим со дня принятия пункт 3.2 Требований в части слов "размещение нестационарных торговых объектов" в той мере, в которой запрет распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Ленина, 69.
На указанное решение суда первой инстанции в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации поступила апелляционная жалоба государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статье 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 4 статьи 309 поименованного кодекса).
Судебная коллегия считает, что по настоящему административному делу имелись основания для оставления административного искового заявления ТСЖ без рассмотрения.
Согласно пункту 4 статьи 196 названного выше кодекса суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В судебном заседании апелляционной инстанции установлено, что в производстве Пермского краевого суда находилось административное дело N 3а-31/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермкрайинформцентр" о признании недействующим в части фразы "размещение нестационарных торговых объектов" пункта 3.2 Требований, возбужденное 19 декабря 2017 года, по которому 16 февраля 2018 года Пермским краевым судом вынесено решение и 19 марта 2018 г. дополнительное решение об удовлетворении административного искового заявления в части, оспариваемая норма признана недействующей в той мере, в которой ее действие распространяется на административного истца.
Признание судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части влечет невозможность применения этого акта или его отдельных положений с указанной судом даты (часть 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из приведенных выше процессуальных норм в их системном единстве следует, что один и тот же нормативный акт или его отдельные положения не могут быть предметом судебной проверки по требованиям нескольких административных истцов, рассматриваемых в рамках отдельных административных дел без объединения их в одно производство.
Между тем, как следует из материалов настоящего административного дела, оно возбуждено 18 января 2018 года и разрешено по существу после принятия по другому делу судебного акта по тождественным требованиям, заявленным иным лицом.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для рассмотрения административного иска ТСЖ, следовательно, принятое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, заявленные требования - оставлению без рассмотрения.
Ввиду изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 309 и пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Пермского краевого суда от 12 марта 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Ленина, 69" о признании недействующим в части слов "размещение нестационарных торговых объектов" пункта 3.2 Приложения 3 к приказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 8 декабря 2015 года N СЭД-27-01-10-1030 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Проспект им. Ленина" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" отменить.
Административное исковое заявление товарищества собственников жилья "Ленина, 69" оставить без рассмотрения.
------------------------------------------------------------------