ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 мая 2018 г. N 303-КГ18-6188
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 29.03.2018 публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2017 по делу N А73-8880/2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2018 по тому же делу
по заявлению общества к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, казначейство) о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительного листа ФС N 019055155, обязании принять исполнительный лист к исполнению,
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2018, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как усматривается из судебных актов, Арбитражным судом Амурской области по делу N А04-1508/2017 выдан исполнительный лист ФС N 019055155 о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) в пользу общества задолженности за потребленную электрическую энергию по договорам энергоснабжения от 10.01.2012 N АБООЭ000953 от 10 и от 10.06.2015 N СВООЭ0001031 в сумме 150 270 руб. 17 коп. и 5 962 360 руб. 64 коп. соответственно, пени и расходов по уплате государственной пошлины.
27.04.2017 общество направило исполнительный лист для исполнения в УФК по Хабаровскому краю. Уведомлением от 10.05.2017 казначейство вернуло исполнительный лист без исполнения, указав на отсутствие компетенции по исполнению исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства коммерческих организаций.
Считая действия УФК по Хабаровскому краю по возврату исполнительного листа незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 242.1, 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 20 статьи 30 Федеральной закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", суды нашли, что должник по своей организационно-правовой форме является государственным унитарным предприятием. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не распространяется на судебные акты об обращении взыскания на денежные средства государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В кассационной жалобе общество, выражая несогласие с позицией судов, считает необходимым применение к рассматриваемому спору по аналогии положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Общество указывает, что предприятию (должнику) в казначействе открыты лицевые счета в целях учета денежных средств, выделяемых из бюджета на оплату обязательств предприятия по государственным контрактам. Договор энергоснабжения N АБООЭ000953, задолженность по которому взыскивается по спорному исполнительному листу, заключен в целях исполнения государственного контракта. Исполнение исполнительного листа казначейством не повлечет несоблюдения целевого назначения бюджетных средств, выделенных предприятию.
Как следует из судебных актов, лицевые счета предприятия открыты в УФК по Хабаровскому краю в порядке реализации статьи 5 Федерального закона от 01.12.2104 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов", статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", статьи 5 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В отношении бюджетных средств, учитываемых на лицевых счетах предприятия, названными статьями предусмотрен также специальный порядок расходования, в осуществлении которого казначейству отведена функция санкционирования соответствующих расходов. В связи с наличием указанного порядка правовой пробел, требующий разрешения вопроса о применении по аналогии положений иного законодательства, отсутствует.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------