ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 мая 2017 г. N 32-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 10 июня 2011 г. N 37/2-214 "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года" в части включения лесных участков в границы населенного пункта, по апелляционной жалобе Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 6 февраля 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Парасолова А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 10 июня 2011 г. N 37/2-214 "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 года" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации.
Решением Саратовского областного суда от 6 февраля 2017 г. заявление удовлетворено. Удовлетворяя заявленное требование, суд сделал вывод, что несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства.
Не согласившись с решением суда, Совет муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и вынести по делу новое решение, полагает, что согласование проекта генерального плана с Рослесхозом не требовалось, поскольку границы населенного пункта были сформированы в 1999 г. и не изменялись оспариваемым нормативным актом.
Относительно апелляционной жалобы Федеральное агентство лесного хозяйства, прокуратура Саратовской области, представили возражения.
В судебное заседание представители Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Устава Муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Устав), муниципальное образование город Вольск является составной частью Вольского муниципального района Саратовской области и имеет статус городского поселения.
Представительным органом местного самоуправления муниципального образования является Совет муниципального образования город Вольск (пункт 1.4 Положения о Совете (приложение к решению Совета муниципального образования от 26 февраля 2009 г. N 9/2-31)).
К компетенции Совета отнесено утверждение генеральных планов, правил застройки, использования земель в муниципальном образовании город Вольск (статья 19 Устава).
Решением Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 10 июня 2011 г. N 37/2-214 утвержден Генеральный план муниципального образования город Вольск до 2025 г. Данное решение опубликовано в периодическом печатном издании "Вольский деловой вестник" от 10 июня 2011 г. N 38 (289).
Административный истец полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы городского поселения включены лесные участки лесного фонда в отсутствие согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Вольск до 2025 г. в границы муниципального образования включены лесные участки:
- лесного фонда Октябрьского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области: в выделе 12 квартала 30; выделе 7 квартала 34; части выделов 14 - 16, 21, 23 квартала 34; выделе 17 квартала 34,
- лесного фонда городского участкового лесничества Вольского лесничества Саратовской области: в выделе 22 квартала 62; выделов 1, 6, 9, 11, 12, 14, 15 квартала 68; выделе 33 квартала 69; части выделов 9, 10 квартала 78; выделе 8 квартала 78; части выдела 26 квартала 77; выделе 27 квартала 77; части выделов 1, 6, 11, 12, 14, 15 квартала 83; выделов 8, 9 квартала 87; выделов 1, 3 квартала 88; части выдела 2 квартала 88.
Данное обстоятельство подтверждено картами-схемами лесонасаждений Вольского лесхоза Саратовской области и заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 14 июля 2015 г. основанном на результатах картографического совмещения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана населенного пункта без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.
Довод апелляционной жалобы о том, что границы населенного пункта Вольск были сформированы, согласованы и поставлены на кадастровый учет еще в 1999 г., в настоящее время остаются неизменными, в связи с чем отсутствовала обязанность по согласованию проекта генерального плана с Рослесхоз, судом отклоняется.
Факт наложения границы населенного пункта на лесные участки материалами дела подтвержден. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий в установленном порядке, не осуществлялся, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенного пункта должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласование в 1999 г. внешних границ г. Вольска с Вольским мехлесхозом не является доказательством получения положительного заключения о присоединении лесных участков в границы города, поскольку в данном случае Вольский мехлесхоз не наделен такими полномочиями.
В нарушение указанного порядка административный ответчик не обращался в уполномоченный орган - Рослесхоз о согласовании проекта генерального плана муниципального образования город Вольск по включению лесных участков в черту города.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Саратовского областного суда от 6 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------