ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 мая 2017 г. N 16-КГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" на определение Волгоградского областного суда от 9 июня 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 июля 2016 г., определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 8 ноября 2016 г. по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" Объедкова О.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью "Балкан Плаза" обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030071:4, площадью 2743 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 90, в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке от 1 апреля 2016 г. N 33-1/03-23 - 13 833 000 руб.
Определением Волгоградского областного суда от 9 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением от 21 июля 2016 г., административное исковое заявление возвращено административному истцу на основании части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку обществом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Определением Волгоградского областного суда от 8 ноября 2016 г. в передаче кассационной жалобы общества на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "Балкан Плаза" просит отменить определения судов, ссылаясь на нарушение судами норм права. Административный истец отмечает, что оставление Комиссией заявления без рассмотрения не является основанием для выводов о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, упомянутое в ответе Комиссии истечение срока рассмотрения заявления в связи с утверждением новой кадастровой стоимости не может являться основанием для отказа суда в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Губернатор Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Администрация города Волгограда, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы ООО "Балкан Плаза" и материалов дела Судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера допущены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании договора аренды земельного участка от 23 марта 2007 г. N 7366 (в редакции от 26 февраля 2015 г.) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:030071:4, площадью 2 743 кв. м, расположенного по адресу: Волгоград, б-р 30-летия Победы, 90. Согласно условиям договора аренды арендная плата за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. N 1130 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 33 677 566,52 руб.
По мнению общества, кадастровая стоимость земельного участка завышена по сравнению с его рыночной стоимостью, что, в свою очередь, приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы.
ООО "Балкан Плаза" обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, представив отчет об оценке от 1 апреля 2016 г. N 33-1/03-23, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в размере 13 833 000 руб., положительное экспертное заключение.
В качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) (далее - Закон об оценочной деятельности) общество представило в суд обращение от 24 декабря 2015 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области (далее - Комиссия) и письмо Комиссии от 25 декабря 2015 г.
Из ответа Комиссии от 25 декабря 2015 г. следует, что в Волгоградской области проведена новая государственная кадастровая оценка, результаты которой утверждены приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н. Для земельного участка определена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 35 971 948,87 руб., о чем внесены сведения в государственный кадастр недвижимости 27 ноября 2015 г. Прежняя кадастровая стоимость земельного участка является неактуальной, поэтому по основанию, предусмотренному абзацем десятым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление ООО "Балкан Плаза" не принято Комиссией к рассмотрению.
В обжалуемых судебных актах сделан вывод, что обращение ООО "Балкан Плаза" в Комиссию по истечении установленного законом срока не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Вместе с тем согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ранее действовавшей редакции) при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае ООО "Балкан Плаза" обратилось в Комиссию в декабре 2015 года, а именно в период применения для целей налогообложения прежней кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Приказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, опубликован 30 ноября 2012 г. в газете "Волгоградская правда", N 226, и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
В соответствии с приведенными нормами результаты очередной государственной кадастровой оценки подлежат применению для исчисления земельного налога с 1 января 2016 г., а в 2015 году применялась кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 1 января 2010 г.
Таким образом, в данном случае пропуск обществом срока для обращения в Комиссию не свидетельствует об утрате его права на обращение в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.
В связи с допущенными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определение Волгоградского областного суда от 9 июня 2016 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 июля 2016 г., определение Волгоградского областного суда об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 8 ноября 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд в ином составе судей.
------------------------------------------------------------------