ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 сентября 2018 г. N 302-КГ18-14839
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 25.07.2018 Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия, казначейство) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.11.2017 по делу N А10-3542/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2018 по тому же делу
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Минсельхоз Республики Бурятия, министерство) к казначейству о признании недействительным пункта 1 представления от 24.05.2017 N 02-11-46/23-1945,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - сельскохозяйственного потребительского кооператива "ДжидаАгро" (далее - Кооператив "ДжидаАгро", кооператив),
решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.11.2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Республике Бурятия ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, УФК по Республике Бурятия проведена проверка Минсельхоза Республики Бурятия на предмет соблюдения порядка предоставления и использования средств из федерального бюджета на модернизацию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - государственная программа), за 2016 год.
В ходе проверки казначейство пришло к выводу о нарушении министерством порядка оказания государственной поддержки, выразившемся в неправомерном выделении гранта в размере 5 262 911 руб. 88 коп. кооперативу "ДжидаАгро", который не отвечал условиям, предъявлявшимся к участникам государственной программы по соответствующему мероприятию, по количеству объединяемых им сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По результатам проверки в адрес министерства вынесено представление от 24.05.2017 N 02-11-46/23-1945, пунктом 1 которого указано на данное нарушение.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", государственной программы, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623, нормативными правовыми актами Республики Бурятия, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях министерства вмененного нарушения.
Судами установлено, что Кооператив "ДжидаАгро" объединяет на основе членства десять сельскохозяйственных товаропроизводителей, как того и требуют правила предоставления государственной поддержки по соответствующему мероприятию.
Довод УФК по Республики Бурятия о том, что гр. Шашин К.В., являющийся членом кооператива, не может считаться сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу отсутствия у него государственной регистрации права на используемый им земельный участок, был отклонен судами. При этом суды исходили из того, что согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" отсутствие зарегистрированного права на земельный участок не изменяет статус лица, ведущего личное подсобное хозяйство. Учтено фактическое ведение Шашиным К.В. сельского хозяйства, установленное в судебном разбирательстве, а также то, что земельный участок используется им на основании договора аренды, заключенного с собственником участка. Кроме того, 31.08.2017 зарегистрировано право собственности Шашина К.В. на используемый им земельный участок.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права с учетом значимых обстоятельств дела, полно и всесторонне исследованных в судебном разбирательстве.
Несогласие УФК по Республике Бурятия с судебными актами, выраженное в кассационной жалобе посредством воспроизведения позиции по делу, неоднократно оцененной судами, основанием для их отмены либо изменения явиться не может.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------