ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 сентября 2018 г. N 301-ЭС18-13754
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.12.2017, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2018 по делу N А17-7050/2017
закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест" (далее - ЗАО "Ямалгазинвест") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству (далее - Комитет) о взыскании 291 503 рублей 37 копеек неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.01.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.12.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Ивановской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов допускается создание объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки предоставляются для строительства и эксплуатации линейных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса на правах аренды.
Договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов заключается без проведения аукциона на срок от 1 до 49 лет.
Из изложенного следует, что договор аренды от 28.01.2011, заключенный в целях строительства объекта, должен быть расторгнут и заключен в новых целях эксплуатации законченного строительством линейного объекта.
Согласно пункту 9 таблицы 16 к Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объекта лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади данного участка, находящегося в федеральной собственности" к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Применение понижающего коэффициента к расчету арендной платы возможно только после заключения договора аренды в целях эксплуатации законченного строительством линейного объекта.
Строительство объекта было завершено в 2011, о чем Комитету не было известно. Заявлений по поводу заключения договора аренды для эксплуатации законченного строительством линейного объекта от истца в Комитет не поступало.
Денежные средства в сумме 291503,37 руб. не получены на расчетный счет Комитета и не являются его неосновательным обогащением.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, между Комитетом (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Газпром" в лице генерального директора ЗАО "Ямалгазинвест" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 28.01.2011, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 28.01.2011 N 18 передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок, определенный в пункте 1.2 договора (далее - лесной участок) для строительства объекта "Участок Починки-Ярославль", км3 88,0 - км 419,0 в составе стройки "Газопровод Починки-Грязовец" на период с 28.01.2011 по 27.12.2011.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок, передаваемый в аренду по договору, имеет следующее месторасположение и основные характеристики: общая арендуемая площадь 13,66 га. Схема расположения лесных участков, их границы определены актом выбора участка лесного фонда от 25.09.2010 N 15.
Размер арендной платы определен в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (пункт 2.1 договора).
Пунктом 2.2 договора определен размер годовой арендной платы - 345 402 рубля 76 копеек, расчет арендной платы указан в приложении N 7 к договору.
Пунктом 2.3 договора установлено, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к договору. В приложении N 4 к договору сторонами согласованы поквартальные сроки внесения арендной платы.
В силу пункта 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицы объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения лесного участка и его характеристики указаны в приложениях N 1 и N 2 к договору, цели и объемы использования согласованы в приложении N 3 к Договору (строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов).
Дополнительными соглашениями к договору продлевался срок его действия и устанавливались размеры арендной платы на соответствующий период.
Дополнительным соглашением к договору от 21.08.2014 срок действия договора продлен с 28.09.2014 по 27.08.2015, арендная плата на указанный период установлена в размере 432 671 рубль 19 копеек.
Актом (утвержден распоряжением ОАО "Газпром" от 31.10.2011 N 659) принят в эксплуатацию объекта "Участок Починки-Ярославль", км 388,0 - км 419,0 в составе стройки "Газопровод Починки-Грязовец".
Истец, полагая, что в связи с неверным расчетом арендной платы (без учета принятия в эксплуатацию построенного объекта) на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в виде переплаты по арендным платежам, направил в адрес ответчика претензию от 13.06.2017 N 01/3154 с требованием перечислить сумму переплаты как неосновательно приобретенные денежные средства в течение 30 дней со дня направления претензии.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ивановской области с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице 16 следующего содержания: "К ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Таким образом, по смыслу пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ к линейным объектам для целей лесного законодательства относятся, в том числе, линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы.
С 31.10.2011 на лесном участке, предоставленном в пользование по договору, эксплуатируются линейные объекты, и начало их эксплуатации связано именно с датой утверждения распоряжением ОАО "Газпром" акта приемки законченного строительством объекта.
При указанных обстоятельствах суды признали, что размер платы правомерно рассчитан истцом с учетом коэффициента в размере 0,1, установленного Постановлением N 310 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы Комитета Ивановской области по лесному хозяйству для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------