ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 июня 2019 г. N 303-ЭС19-8654
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Зерно" на решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.07.2018 (судья Кольцюк М.А.), постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 10.12.2018 (судьи Тищенко А.П., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.) и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2019 (судьи Новикова С.Н., Гребенщикова В.А., Цирулик О.В.) по делу N А80-124/2018,
общество с ограниченной ответственностью "Зерно" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконными действий департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент), связанных с неосуществлением контроля в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 08.12.2017 N 503-рп "О приватизации находящихся в собственности Чукотского автономного округа акций открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз" (далее - Распоряжение N 503-рп), и допущением заведомо недостоверных сведений; признании недействительным распоряжения Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа от 01.02.2018 N 8-р "Об условиях приватизации находящихся в собственности Чукотского автономного округа акций открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз" (далее - Распоряжение N 8-р).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Чукотрыбпромхоз" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда 10.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что распоряжение N 8-р является недействительным в части установления начальной цены пакета акций акционерного общества ввиду явного завышения.
Общество утверждает о неполном раскрытии информации о Компании, что не позволило заявителю оценить необходимость участия в аукционе.
Заявитель не согласен с выводами судебных инстанций о достаточности информации о закрепленных за Компанией квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в сети "Интернет", ссылаясь, что соответствующие сведения должны быть отражены и в установленной форме раскрытия информации в разделе 4.1.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 08.12.2017 Правительством Чукотского автономного округа принято Распоряжение от N 503-рп, которым решено приватизировать находящиеся в государственной собственности Чукотского автономного округа 46488 акций Компании, что составляет 100% уставного капитала данного общества (пункт 1).
Пунктами 2, 3 Распоряжения N 503-р предписано: Департаменту принять решение об условиях приватизации указанного имущества; Компании обеспечить раскрытие информации об акционерном обществе в порядке и по форме, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 06.10.2016 N 641 "Об утверждении порядка и форм раскрытия информации государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности, с момента их включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества" (далее - Приказ N 641).
Контроль за исполнением распоряжения возложен на департамент (пункт 5).
Распоряжением департамента от 01.02.2018 N 8-р определены условия приватизации пакета обыкновенных именных акций Компании в количестве 46 488 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая путем продажи на аукционе в электронной форме на электронной площадке, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2488-р.
Этим же Распоряжением N 8-р установлена начальная цена имущества - 1 801 000 000 рублей, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Комитету имущественных отношений предписано обеспечить размещение информации о приватизации имущества на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Чукотского автономного округа (далее - ЧАО), а также проведение аукциона.
На официальном сайте ЧАО в сети "Интернет" - http://чукотка.рф и официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет": www.torgi.gov.ru, и официальном сайте организатора торгов закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ"): http://sberbank-ast.ru размещена информация о приватизации вышеназванного государственного имущества, приложением N 3 к которой опубликована форма раскрытия информации, в частности Компании. Кроме того, опубликованы: информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме; заявка на участие в аукционе в электронной форме; проект договора купли-продажи имущества; сведения об объектах недвижимости и земельный участках, принадлежащих обществу; бухгалтерская отчетность общества за 9 месяцев 2017 года и за 2016 год.
Согласно информационному сообщению о проведении аукциона в электронной форме: дата начала приема заявок - 14.02.2018, дата окончания приема заявок - 12.03.2018, дата определения участников - 16.03.2018, дата проведения аукциона - 20.03.2018.
Общество, имеющее намерение приобрести акции, полагая, что их стоимость, установленная в Распоряжении N 8-р, является явно завышенной, что свидетельствует о его недействительности и, ссылаясь на незаконность действий Департамента, связанных с неосуществлением контроля за исполнением Распоряжения N 503-рп в части раскрытия полной информации о Компании, касающейся, в том числе долей квот на добычу водных биоресурсов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями до даты окончания приема заявок.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), Приказом N 641, суды отказали в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
Судами в ходе рассмотрения спора было установлено, что в спорный период сайт Компании находился в стадии разработки и использовался в тестовом режиме (справка разработчика сайта - ИП Чалбышева Е.О. от 13.03.2018 N М13-18).
Компанией необходимая информация направлена для размещения на официальных сайтах РФ, ЧАО, которая по сути, обеспечивала не только раскрытие информации об акционерном обществе в установленном порядке, но и публичность, открытость данной информации для неопределенного круга лиц. В этой связи суды не усмотрели в действиях Компании намерений о сокрытии информации об акционерном обществе и, как следствие, незаконности в неосуществлении Департаментом контроля по исполнению Распоряжения в части, касающейся обеспечения раскрытия информации.
Доказательств того, что Общество своевременно не имело возможности ознакомиться с информацией относительно приватизации указанного имущества в дело не представлено, как и не обоснованы доводы, каким образом нарушены его права неразмещением соответствующей информации на сайте Компании в сети "Интернет": https://rpchaofish.ru/.
К основным видам деятельности Компании относится рыболовство, производство рыбопродукции, оптовая торговля рыбопродукцией; общество с 2008 года является пользователем водных биологических ресурсов по договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) биологических ресурсов, со сроком действия - 10 лет.
В соответствии с приказом Росрыболовства от 11.11.2008 N 308-дк Компания для осуществления прибрежного рыболовства в районе промысла Западно-Беринговоморской зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна 2009-2018 годы выделены доли квот в размере: 34,389% добычи (вылова) водных биологических ресурсов - камбалы, 59,699% - минтая, 85,096% - палтуса, 30,143% - трески.
На 2017 год Компанией также распределена квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства трески в количестве 1938,454 тонн, минтая - 3312,631 тонн, палтуса черного - 231,572 тонн, палтуса белокорого - 416,187 тонн, палтуса стрелозубого - 129,44 тонн, на основании приказа Росрыболовства от 09.12.2016 N 801.
Отношения, связанные с оборотом биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, регулируются нормами Закона N 166-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 602, которым утверждены Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами. При этом в соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.12.2015 N 217н на территории Российской Федерации введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности IAS 38 "Нематериальные активы" (приложение N 25 к приказу), который предусматривает, что нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы. Таковыми могут считаться торговые марки, фирменные наименования, программное обеспечение, лицензии, авторские права, патенты, права на эксплуатацию, рецепты, формулы, проекты, макеты, интеллектуальная собственность и другие подобные объекты. Доля в праве на добычу водных биологических ресурсов удовлетворяет всем критериям определения нематериального актива, поэтому с учетом целей установленных стандартов подлежит оценки балансовой стоимости как нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.
Форма раскрытия информации Компании была подготовлена акционерным обществом в соответствии с данными бухгалтерского баланса на 31.12.2016 и 30.09.2017. При этом годовая бухгалтерская отчетность, согласно аудиторскому заключению независимого эксперта от 26.02.2017, опубликованному на сайте: https://e-disclosure.azipi.ru/, отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Компании, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2016 год в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности.
Информация о заключенных Компанией и действующих договорах, закрепляющих право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, об освоении акционерным обществом квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов за период с 2008 по 2017 годы размещена департаментом на официальном сайте в сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru, на официальном сайте организатора торгов - закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов": http://sberbank-ast.ru.
Таким образом, информация закрепленных за ОАО "Чукотрыбпромхоз" квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов находилась и находится в открытом доступе.
С учетом изложенного, суды правомерно признали неподтвержденным факт неосуществления Департаментом реального контроля за исполнением Распоряжения N 503-рп и допущение размещения заведомо недостоверных сведений о Компании.
В отношении требований о недействительности Распоряжения N 8-р в части определения начальной цены пакета акций Компании суды установили, что предметом аукциона являлась продажа акций.
По общему правилу, установленному пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585 "Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе", именно продавец обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего приватизации имущества, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества (далее именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества.
С учетом положений статей 8, 12 Закона об оценочной деятельности, пунктов 2, 3 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 26.11.2013 N 463 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чукотского автономного округа" суды правомерно отметили, что проведение оценки спорного имущества могло быть произведено только в порядке, установленном названным Законом.
Оценка рыночной стоимости находящихся в собственности Чукотского автономного округа 46488 бездокументарных акций Компании произведена обществом с ограниченной ответственностью "ФинансКапитал" на основании договора от 20.12.2017 N 318. Согласно отчету N 318 по состоянию на 01.12.2017 рыночная стоимость 100% пакета акций Компании составила 1 801 000 000 рублей, которая и отражена в пункте 2 спорного Распоряжения N 8-р.
Рассматривая доводы о недостоверности оценки акций в связи с ее явным завышением, а также отклоняя заявленное обществом ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости пакета акций акционерного общества, суды учли, что на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции Распоряжение N 8-р отменено Распоряжением Департамента от 19.11.2018 N 1185-р, а распоряжение от 08.12.2017 N 503-рп утратило силу в связи с изданием распоряжения правительства ЧАО от 18.10.2018 N 433-рп, что непосредственно свидетельствует об отмене приватизации имущества Компании в соответствии со указанными распоряжениями и, как следствие, исключает удовлетворение заявленных требований в названной части.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Зерно" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------