Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 303-ЭС19-8654 по делу N А80-124/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июня 2019 г. N 303-ЭС19-8654

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Зерно" на решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.07.2018 (судья Кольцюк М.А.), постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 10.12.2018 (судьи Тищенко А.П., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.) и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2019 (судьи Новикова С.Н., Гребенщикова В.А., Цирулик О.В.) по делу N А80-124/2018,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зерно" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконными действий департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент), связанных с неосуществлением контроля в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 08.12.2017 N 503-рп "О приватизации находящихся в собственности Чукотского автономного округа акций открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз" (далее - Распоряжение N 503-рп), и допущением заведомо недостоверных сведений; признании недействительным распоряжения Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа от 01.02.2018 N 8-р "Об условиях приватизации находящихся в собственности Чукотского автономного округа акций открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз" (далее - Распоряжение N 8-р).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Чукотрыбпромхоз" (далее - Компания).

Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда 10.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2019, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что распоряжение N 8-р является недействительным в части установления начальной цены пакета акций акционерного общества ввиду явного завышения.

Общество утверждает о неполном раскрытии информации о Компании, что не позволило заявителю оценить необходимость участия в аукционе.

Заявитель не согласен с выводами судебных инстанций о достаточности информации о закрепленных за Компанией квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в сети "Интернет", ссылаясь, что соответствующие сведения должны быть отражены и в установленной форме раскрытия информации в разделе 4.1.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, 08.12.2017 Правительством Чукотского автономного округа принято Распоряжение от N 503-рп, которым решено приватизировать находящиеся в государственной собственности Чукотского автономного округа 46488 акций Компании, что составляет 100% уставного капитала данного общества (пункт 1).

Пунктами 2, 3 Распоряжения N 503-р предписано: Департаменту принять решение об условиях приватизации указанного имущества; Компании обеспечить раскрытие информации об акционерном обществе в порядке и по форме, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 06.10.2016 N 641 "Об утверждении порядка и форм раскрытия информации государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности, с момента их включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества" (далее - Приказ N 641).

Контроль за исполнением распоряжения возложен на департамент (пункт 5).

Распоряжением департамента от 01.02.2018 N 8-р определены условия приватизации пакета обыкновенных именных акций Компании в количестве 46 488 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая путем продажи на аукционе в электронной форме на электронной площадке, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2488-р.

Этим же Распоряжением N 8-р установлена начальная цена имущества - 1 801 000 000 рублей, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Комитету имущественных отношений предписано обеспечить размещение информации о приватизации имущества на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Чукотского автономного округа (далее - ЧАО), а также проведение аукциона.

На официальном сайте ЧАО в сети "Интернет" - http://чукотка.рф и официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет": www.torgi.gov.ru, и официальном сайте организатора торгов закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ"): http://sberbank-ast.ru размещена информация о приватизации вышеназванного государственного имущества, приложением N 3 к которой опубликована форма раскрытия информации, в частности Компании. Кроме того, опубликованы: информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме; заявка на участие в аукционе в электронной форме; проект договора купли-продажи имущества; сведения об объектах недвижимости и земельный участках, принадлежащих обществу; бухгалтерская отчетность общества за 9 месяцев 2017 года и за 2016 год.

Согласно информационному сообщению о проведении аукциона в электронной форме: дата начала приема заявок - 14.02.2018, дата окончания приема заявок - 12.03.2018, дата определения участников - 16.03.2018, дата проведения аукциона - 20.03.2018.

Общество, имеющее намерение приобрести акции, полагая, что их стоимость, установленная в Распоряжении N 8-р, является явно завышенной, что свидетельствует о его недействительности и, ссылаясь на незаконность действий Департамента, связанных с неосуществлением контроля за исполнением Распоряжения N 503-рп в части раскрытия полной информации о Компании, касающейся, в том числе долей квот на добычу водных биоресурсов, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями до даты окончания приема заявок.

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), Приказом N 641, суды отказали в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.

Судами в ходе рассмотрения спора было установлено, что в спорный период сайт Компании находился в стадии разработки и использовался в тестовом режиме (справка разработчика сайта - ИП Чалбышева Е.О. от 13.03.2018 N М13-18).

Компанией необходимая информация направлена для размещения на официальных сайтах РФ, ЧАО, которая по сути, обеспечивала не только раскрытие информации об акционерном обществе в установленном порядке, но и публичность, открытость данной информации для неопределенного круга лиц. В этой связи суды не усмотрели в действиях Компании намерений о сокрытии информации об акционерном обществе и, как следствие, незаконности в неосуществлении Департаментом контроля по исполнению Распоряжения в части, касающейся обеспечения раскрытия информации.

Доказательств того, что Общество своевременно не имело возможности ознакомиться с информацией относительно приватизации указанного имущества в дело не представлено, как и не обоснованы доводы, каким образом нарушены его права неразмещением соответствующей информации на сайте Компании в сети "Интернет": https://rpchaofish.ru/.

К основным видам деятельности Компании относится рыболовство, производство рыбопродукции, оптовая торговля рыбопродукцией; общество с 2008 года является пользователем водных биологических ресурсов по договорам о закреплении долей квот добычи (вылова) биологических ресурсов, со сроком действия - 10 лет.

В соответствии с приказом Росрыболовства от 11.11.2008 N 308-дк Компания для осуществления прибрежного рыболовства в районе промысла Западно-Беринговоморской зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна 2009-2018 годы выделены доли квот в размере: 34,389% добычи (вылова) водных биологических ресурсов - камбалы, 59,699% - минтая, 85,096% - палтуса, 30,143% - трески.

На 2017 год Компанией также распределена квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства трески в количестве 1938,454 тонн, минтая - 3312,631 тонн, палтуса черного - 231,572 тонн, палтуса белокорого - 416,187 тонн, палтуса стрелозубого - 129,44 тонн, на основании приказа Росрыболовства от 09.12.2016 N 801.

Отношения, связанные с оборотом биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, регулируются нормами Закона N 166-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 602, которым утверждены Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами. При этом в соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.12.2015 N 217н на территории Российской Федерации введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности IAS 38 "Нематериальные активы" (приложение N 25 к приказу), который предусматривает, что нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы. Таковыми могут считаться торговые марки, фирменные наименования, программное обеспечение, лицензии, авторские права, патенты, права на эксплуатацию, рецепты, формулы, проекты, макеты, интеллектуальная собственность и другие подобные объекты. Доля в праве на добычу водных биологических ресурсов удовлетворяет всем критериям определения нематериального актива, поэтому с учетом целей установленных стандартов подлежит оценки балансовой стоимости как нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.

Форма раскрытия информации Компании была подготовлена акционерным обществом в соответствии с данными бухгалтерского баланса на 31.12.2016 и 30.09.2017. При этом годовая бухгалтерская отчетность, согласно аудиторскому заключению независимого эксперта от 26.02.2017, опубликованному на сайте: https://e-disclosure.azipi.ru/, отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Компании, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2016 год в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности.

Информация о заключенных Компанией и действующих договорах, закрепляющих право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, об освоении акционерным обществом квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов за период с 2008 по 2017 годы размещена департаментом на официальном сайте в сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru, на официальном сайте организатора торгов - закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов": http://sberbank-ast.ru.

Таким образом, информация закрепленных за ОАО "Чукотрыбпромхоз" квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов находилась и находится в открытом доступе.

С учетом изложенного, суды правомерно признали неподтвержденным факт неосуществления Департаментом реального контроля за исполнением Распоряжения N 503-рп и допущение размещения заведомо недостоверных сведений о Компании.

В отношении требований о недействительности Распоряжения N 8-р в части определения начальной цены пакета акций Компании суды установили, что предметом аукциона являлась продажа акций.

По общему правилу, установленному пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585 "Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе", именно продавец обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего приватизации имущества, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества (далее именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества.

С учетом положений статей 8, 12 Закона об оценочной деятельности, пунктов 2, 3 Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 26.11.2013 N 463 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чукотского автономного округа" суды правомерно отметили, что проведение оценки спорного имущества могло быть произведено только в порядке, установленном названным Законом.

Оценка рыночной стоимости находящихся в собственности Чукотского автономного округа 46488 бездокументарных акций Компании произведена обществом с ограниченной ответственностью "ФинансКапитал" на основании договора от 20.12.2017 N 318. Согласно отчету N 318 по состоянию на 01.12.2017 рыночная стоимость 100% пакета акций Компании составила 1 801 000 000 рублей, которая и отражена в пункте 2 спорного Распоряжения N 8-р.

Рассматривая доводы о недостоверности оценки акций в связи с ее явным завышением, а также отклоняя заявленное обществом ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости пакета акций акционерного общества, суды учли, что на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции Распоряжение N 8-р отменено Распоряжением Департамента от 19.11.2018 N 1185-р, а распоряжение от 08.12.2017 N 503-рп утратило силу в связи с изданием распоряжения правительства ЧАО от 18.10.2018 N 433-рп, что непосредственно свидетельствует об отмене приватизации имущества Компании в соответствии со указанными распоряжениями и, как следствие, исключает удовлетворение заявленных требований в названной части.

Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Зерно" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления