ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 мая 2023 г. по делу N АКПИ23-255
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" - ГРИНПИС о признании недействующими приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 84 "Об утверждении Положения о национальном парке "Ладожские шхеры" и утвержденного им Положения о национальном парке "Ладожские шхеры",
Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" - ГРИНПИС (далее также - ОМННО "Совет Гринпис") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 84 "Об утверждении Положения о национальном парке "Ладожские шхеры" и утвержденного им Положения о национальном парке "Ладожские шхеры", ссылаясь на их издание с нарушением Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, и несоответствие положениям пункта 2 статьи 7, подпункта 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 12, статьи 14, подпункта "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 3, 4 статьи 58, статьи 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", пунктов 9, 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769.
22 мая 2023 г. в Верховный Суд Российской Федерации поступило письменное заявление ОМННО "Совет Гринпис" об отказе от административного иска и прекращении производства по делу. Заявление подписано уполномоченным представителем административного истца.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Маканова И.Ю., Сорокин И.А. и заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Дубовская М.В. не возражали против удовлетворения заявления.
Изучив заявление ОМННО "Совет Гринпис", выслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым прекратить производство по делу, поскольку деятельность ОМННО "Совет Гринпис" признана нежелательной на территории Российской Федерации, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации считает, что производство по административному делу подлежит прекращению.
Согласно части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса (пункт 1), если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 46 названного Кодекса административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Пунктом 2 части 2 статьи 214 этого же Кодекса предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. При этом принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Решением Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 18 мая 2023 г. деятельность международной неправительственной некоммерческой организации Greenpeace International (Stichting Greenpeace Council) ("Гринпис Интернешнл", "Фонд Гринпис Совет", "ГРИНПИС") (Нидерланды) признана нежелательной на территории Российской Федерации. Информация о принятом решении направлена в Министерство юстиции Российской Федерации для включения сведений в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, и их обнародования.
Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений (пункт 1 части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации").
Поскольку в силу приведенной нормы деятельность ОМННО "Совет Гринпис" как структурного подразделения международной неправительственной некоммерческой организации Greenpeace International (Stichting Greenpeace Council) подлежит прекращению, оснований для выводов о нарушении либо затрагивании оспариваемыми актами прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.
В этой связи обстоятельств, препятствующих прекращению производства по административному делу, не имеется.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче административного иска в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению N 260 от 14 марта 2023 г., подлежит возврату в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
производство по административному делу по административному исковому заявлению Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" - ГРИНПИС о признании недействующими приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 84 "Об утверждении Положения о национальном парке "Ладожские шхеры" и утвержденного им Положения о национальном парке "Ладожские шхеры" прекратить.
Возвратить Отделению международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" - ГРИНПИС уплаченную государственную пошлину в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению N 260 от 14 марта 2023 г.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
------------------------------------------------------------------