Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 85-АПГ17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2017 г. N 85-АПГ17-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ерохина М.И. об оспаривании приказа Министерства экономического развития Калужской области от 14 февраля 2014 г. N 199-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Боровского района Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по Боровскому району Калужской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> по апелляционной жалобе Ерохина М.И. на решение Калужского областного суда от 29 декабря 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., административного истца Ерохина М.И., представителя Министерства экономического развития Калужской области Матвеевой И.А., представителя Правительства Калужской области Булычевой М.Р., представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области Петухова В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Ерохин М.И. обратился в Калужский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Калужской области от 14 февраля 2014 г. N 199-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Боровского района Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по Боровскому району Калужской области" со дня его принятия, в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, определенной на основании отчета от 20 сентября 2012 г. N 209/12, составленного оценщиками общества с ограниченной ответственностью "КО-ИНВЕСТ" (далее - ООО "КО-ИНВЕСТ"), и подтвержденного положительным экспертным заключением Экспертного совета "Российского общества оценщиков" от 27 сентября 2012 г. N 880/2012.

Решением Калужского областного суда от 29 декабря 2016 г. в удовлетворении заявления отказано, поскольку отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории Боровского района Калужской области от 20 сентября 2012 г. N 209/12 соответствует требования Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение всех обстоятельств дела, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.

Прокуратурой Калужской области, Правительством Калужской области и Министерством экономического развития Калужской области поданы возражения на доводы апелляционной жалобы.

Представители ООО "КО-ИНВЕСТ", прокуратуры Калужской области, Управления "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области, филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области, Экспертного совета "Российское общество оценщиков" Калужского регионального отделения - Артеменков И.Л. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определен порядок проведения государственной кадастровой оценки.

Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Как следует из материалов дела, Министерство экономического развития Калужской области является уполномоченным органом по осуществлению функций в области государственной кадастровой оценки, отнесенных законодательством к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 22 ноября 2011 года N 875-п принято решение о проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Калужской области по состоянию на 01 января 2012 г.; Управлению земельных и имущественных отношений установлено обеспечить формирование перечня земельных участков населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке, проведение отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.

В этой связи, был составлен и утвержден перечень объектов оценки - 35056 земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Боровского района Калужской области, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2012 г.

Работы по определению кадастровой стоимости земель проведены привлеченным на конкурсной основе лицом - ООО "КО-ИНВЕСТ" по результатам которых, 20 сентября 2012 г. составлен отчет N 209/12 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Боровского района Калужской области, и получено положительное экспертное заключение экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков" от 27 сентября 2012 г. N 880/2012 о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Министерством экономического развития Калужской области от 14 февраля 2014 г. издан приказ N 199-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Боровского района Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по Боровскому району Калужской области" (далее - приказ N 199-п).

Результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные приказом N 199-п, опубликованы в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, Ерохин М.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>. На основании приказа N 199-п кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2012 г., в размере <...> руб. и <...> руб.

Земельные участки оценены исходя из своих физических характеристик с тем видом разрешенного использования, который был непосредственно указан в государственном кадастре недвижимости.

Довод административного истца, изложенный в апелляционной жалобе о том, что на два смежных земельных участка, имеющих общую границу, один из которых - <...>, принадлежит истцу, а другой - <...> иному лицу необоснованно установлена различная кадастровая стоимость, отклоняется.

Земельные участки, принадлежащие истцу - <...> имеют иной вид разрешенного использования - для строительства многоэтажного жилого дома по отношению к земельному участку с кадастровым номером <...> - жилой дом, в связи с чем они были по-разному оценены оценщиками.

Согласно приложению N 2 к приказу N 199-п для кадастрового квартала <...>, в котором находятся земельные участки, истца отнесенные к первой группе видов разрешенного использования это - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, удельный показатель установлен в размере 2 715 руб./кв. м. Для второй группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, удельный показатель установлен в размер 957,3 руб./кв. м.

Учитывая, что земельные участки истца и смежный земельный участок находящийся в неразграниченной собственности имеют разные виды использования, то они правомерно оценены оценщиками по-разному, в связи с чем имеют отличающуюся кадастровую стоимость.

Кроме того, отношения по государственной кадастровой оценке наряду с Законом об оценочной деятельности регулируются также Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно пункту 3 ФСО N 4 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

При кадастровой оценке объектов недвижимости учитывается информация о рынке объектов оценки, определяются ценообразующие факторы объектов оценки и собираются сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки.

Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов Боровского района Калужской области в разрезе кадастровых кварталов были определены оценщиками при проведении массовой кадастровой оценки в соответствии с федеральными стандартами оценки, которые впоследствии утверждены Министерством экономического развития Калужской области.

Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что представленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Боровского района Калужской области от 20 сентября 2012 г. N 209/12 и положительное экспертное заключение на отчет от 27 сентября 2012 г. N 880/2012 проведены с соблюдением требований федеральных стандартов оценки.

На основании изложенного оснований для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калужского областного суда от 29 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ерохина М.И. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления