Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 303-ЭС17-360 по делу N А51-4056/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2017 г. N 303-ЭС17-360

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (г. Владивосток) на решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2016 по делу N А51-4056/2016,

установил:

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Дубравину Сергею Ивановичу о взыскании 19 428 руб. 01 коп. пеней за период с 01.05.2014 по 11.04.2016; к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Групп" (далее - Общество) о взыскании 662 031 руб. 45 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.07.2014 по 09.02.2016 и 53 808 руб. 17 коп. пеней, начисленных на сумму долга по арендной плате за период с 01.08.2014 по 09.02.2016.

Арбитражный суд Приморского края решением от 11.08.2016 взыскал в пользу Департамента с предпринимателя 19 428 руб. 01 коп. пеней, с Общества 481 343 руб. 59 коп. задолженности и 43 650 руб. 61 коп. пеней, в остальной части иска отказал.

В апелляционном порядке решение не пересматривалось в связи с возвращением жалобы Департамента.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 19.12.2016 оставил решение от 11.08.2016 без изменения.

Департамент, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, его прав и законных интересов, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления окружного суда в кассационном порядке.

Дело 09.03.2017 истребовано из Арбитражного суда Приморского края.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Департамента вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и предприниматель (арендатор) на основании распоряжения Департамента от 10.10.2013 N 2421-рз заключили договор от 19.11.2013 N 03-Ю-18200 аренды земельного участка площадью 1177 кв. м с кадастровым номером 25:28:030005:3701, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "объекты розничной торговли, объекты бытового обслуживания", находящегося по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. 3-я Поселковая, д. 7 (местоположение установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка), для строительства объекта розничной торговли (торгового центра) и бытового обслуживания населения (салона красоты). Договор заключен на 5 лет с момента (даты) его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 19.11.2013. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Условиями договора предусмотрено следующее: арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 1-го числа следующего месяца; за неполный месяц в начале периода аренды плата вносится не позднее 15 дней с момента подписания договора, а в конце периода аренды не позднее даты окончания договора; платежи считаются внесенными в счет арендной платы за следующий период после погашения задолженности по платежам за предыдущий период; размер арендной платы может быть изменен арендодателем в случае изменения действующего законодательства; за нарушение сроков внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки вплоть до полного исполнения обязательства.

Предприниматель и Общество 16.06.2014 заключили соглашение о передаче Обществу прав и обязанностей арендатора по договору аренды на срок договора аренды. Данное соглашение зарегистрировано 01.07.2014.

Департамент в письме от 12.12.2014 предупредил Общество о необходимости исполнить обязательства по указанному соглашению и погасить задолженность по арендной плате за пользование земельным участком.

Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на ненадлежащее исполнение предпринимателем, являвшимся до 01.07.2014 арендатором земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, и Обществом, ставшим арендатором этого участка с 01.07.2014, обязательств по внесению арендной платы.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия договора аренды земельного участка, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, приведенными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с предпринимателя 19 428 руб. 01 коп. пеней, начисленных за несвоевременное внесение арендной платы, а с Общества - 481 343 руб. 59 коп. долга и 43 650 руб. 61 коп. пеней, начисленных на сумму долга.

Суд исходил из следующего: согласно приложению N 3 к договору аренды земельного участка в формулу расчета арендной платы включены кадастровая стоимость земельного участка, ставка земельного налога и итоговый коэффициент аренды (коэффициент функционального использования и корректирующий коэффициент); с 01.03.2015 арендная плата за спорный земельный участок подлежала исчислению в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края", утвержденного постановлением администрации Приморского края от 11.03.2015 N 75-па (далее - Порядок определения арендной платы); данным Пунктом определен порядок расчета арендной платы в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в размере 2% кадастровой стоимости участка; согласно пункту 9 Порядка в случае изменения кадастровой стоимости участка арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости; Департамент постановлением от 14.12.2015 N 5-п, вступившим в силу с 01.01.2016, утвердил результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, сведения о новой кадастровой стоимости спорного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 22.01.2016; нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу, с этого же момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, но могут быть использованы для определения арендной платы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости участков в государственный кадастр недвижимости, то есть в данном случае с 22.01.2016; довод Департамента о необходимости применения нормативно измененной кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2017 неверен.

Суд округа согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.08.2016 и постановление от 19.12.2016 в части требований, заявленных к Обществу, и направить дело в этой части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Податель жалобы в числе прочих доводов указывает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 ЗК РФ и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 6 (1) Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, относится к полномочиям администрации Приморского края.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, администрация Приморского края постановлением от 11.03.2015 N 75-па утвердила Порядок определения арендной платы. Данное постановление вступило в силу с 01.03.2015. Согласно пункту 9 Порядка определения арендной платы при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; при этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

С 01.01.2016 вступило в силу постановление Департамента от 14.12.2015 N 5-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края". Сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 22.01.2016.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка произошло в 2016 году, следовательно, в целях перерасчета арендной платы новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2017.

Между тем суд первой инстанции и окружной суд при вынесении судебных актов не применили положения пункта 9 Порядка определения арендной платы и ошибочно руководствовались разъяснениями, приведенными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

В данном пункте разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки; для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу; с указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4 - 6 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ.

Сославшись на данные разъяснения, окружной суд неправомерно отклонил довод Департамента о необходимости применять нормативно измененную кадастровую стоимость земельного участка с 2017 года с учетом особых положений Порядка определения арендной платы о моменте применения новой кадастровой стоимости земельного участка в целях перерасчета размера арендной платы, принятого в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Кроме того, положения Порядка определения арендной платы, устанавливающие правила применения кадастровой стоимости земельных участков в целях перерасчета арендной платы, не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействующими.

Учитывая изложенное, вывод судов о необходимости применять при расчете арендной платы новую кадастровую стоимость спорного земельного участка с даты внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости противоречит региональному нормативному правовому акту.

Суд первой инстанции также при расчете с 01.03.2015 арендной платы Общества в размере 2% от кадастровой стоимости необоснованно применил подпункт "г" пункта 5 Порядка определения арендной платы, которым установлены правила расчета арендной платы за земельный участок, предоставленный без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Суд в мотивировочной части решения не указал доказательства, подтверждающие отсутствие таких объектов на спорном земельном участке в спорный период. Вместе с тем из переписки с арендатором следует, что 22.03.2016 зарегистрировано его право собственности на объект незавершенного строительства готовностью 10%, расположенный на спорном земельном участке. Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, когда на спорном земельном участке появился объект незавершенного строительства.

Истец правомерно рассчитал арендную плату в соответствии с пунктом 8 Порядка определения арендной платы в редакции, действовавшей в спорный период, по формуле: А = К x Сап, где: А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость переданного в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка. Ставка арендной платы за использование земельного участка устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности с применением коэффициента аренды, равного 2,5.

Расчет задолженности и пеней, произведенный арбитражным судом по иску к Обществу, является ошибочным, приведшим к необоснованному снижению суммы задолженности этого ответчика (на 200 000 руб.).

Приведенные в жалобе Департамента доводы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 26 мая 2017 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

И.Л.ГРАЧЕВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления