Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N 307-ЭС21-17087 по делу N А66-1193/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2022 г. N 307-ЭС21-17087

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.11.2020, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2021 по делу N А66-1193/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МДС" (далее - общество, налогоплательщик) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в неотражении в карточке расчетов с бюджетом результатов контрольных мероприятий на основании уточненных налоговых деклараций за 2011 - 2013 годы, о возложении обязанности возвратить излишне уплаченную сумму по единому налогу за 2011 - 2013 годы в общей сумме 5 782 942 рубля с начислением на данную сумму процентов в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Стройбилдинг" (далее - ООО "Стройбилдинг"),

установил:

обществом 15.03.2012, 06.03.2013, 26.03.2014 в адрес инспекции представлены первичные налоговые декларации по УСН за 2011 год с исчисленной к уплате суммой единого налога в размере 1 580 106 рублей, за 2012 год - 1 301 276 рублей, за 2013 год - 2 901 560 рублей.

Платежи по единому налогу по УСН за 2011-2013 годы перечислены налогоплательщиком в бюджет по платежному поручению от 22.03.2012 N 23, мемориальному ордеру от 30.05.2011 N 6950UN000011754 за 2011 год; по платежным поручениям от 24.04.2012 N 31, от 25.10.2012 N 61, от 04.12.2012 N 69, от 06.12.2012 N 71, от 11.12.2012 N 78, от 12.12.2012 N 79, от 17.12.2012 N 81, от 24.12.2012 N 86, от 11.01.2013 N 9, от 18.01.2013 N 11, от 29.01.2013 N 13, от 07.02.2013 N 15, от 08.02.2013 N 18, от 15.02.2013 N 26, от 19.02.2013 N 29, от 22.02.2013 N 31, от 27.02.2013 N 33, от 27.02.2013 N 35, от 07.03.2013 N 37, от 13.03.2013 N 44, от 18.03.2013 N 48, от 21.03.2013 N 51 за 2012 год; от 21.03.2013 N 52, от 31.05.2013 N 70, от 05.06.2013 N 72, от 13.06.2013 N 80, от 21.06.2013 N 89, от 28.06.2013 N 96, от 28.06.2013 N 95, от 05.07.2013 N 968, от 15.07.2013 N 106, от 26.07.2013 N 109, от 27.08.2013 N 117, от 04.09.2013 N 119, от 09.09.2013 N 121, от 13.09.2013 N 127, от 03.10.2013 N 130, от 31.10.2013 N 141, от 24.01.2014 N 6, от 01.02.2014 N 10, от 10.02.2014 N 12, от 17.02.2014 N 16, от 03.03.2014 N 18 (зачет на сумму 162 449 рублей) за 2013 год.

Инспекцией в отношении ООО "Стройбилдинг", являвшегося контрагентом, в том числе общества, проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам принято решение от 02.07.2015 N 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По итогам проверки налоговым органом сделан вывод о создании ООО "Стройбилдинг" группы взаимозависимых организаций, в число которых вошло общество, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы" и в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) освобожденных от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также схемы "дробления бизнеса" для получения необоснованной налоговой выгоды.

В результате установленных обстоятельств, объединив доходы одиннадцати взаимозависимых организаций, в том числе общества, применявших УСН, с доходами ООО "Стройбилдинг", налоговый орган доначислил ООО "Стройбилдинг" 212 331 948 рублей НДС и 121 547 698 рублей налога на прибыль, 95 549 858 рублей 23 копейки пеней за нарушение срока уплаты данных налогов и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, а также 81 009 749 рублей штрафных санкций.

Впоследствии общество 15.03.2018 скорректировало налоговые обязательства по УСН путем подачи уточненных налоговых деклараций за 2011 - 2013 годы с исчисленной суммой налога к уплате в размере 0 рублей по каждой декларации.

Общество полагая, что им излишне уплачены в бюджет суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, 20.07.2018 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты за 2011 - 2013 годы в общей сумме 5 782 942 рубля.

Решениями инспекции от 06.08.2018 N 650, 651, 652, оставленными без изменения решением вышестоящего налогового органа, обществу отказано в возврате (зачете) налога в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса.

Считая отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

С учетом уточнения требований заявитель просил признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неотражении в карточке расчетов с бюджетом результатов контрольных мероприятий на основании поданных обществом уточненных налоговых деклараций за 2011 - 2013 годы, а также возвратить излишне уплаченный единый налог за указанные периоды в общей сумме 5 782 942 рубля, с начислением на данную сумму процентов в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса.

Суды, руководствуясь положениями статей 21, 23, 32, 54, 78, 79, 81 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правовыми позициями, сформулированными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, установив наличие переплаты по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.

Судебные инстанции исходили из того, что трехлетний срок, предусмотренный статьями 78 и 79 Налогового кодекса, обществом не пропущен, поскольку общество могло узнать о возможности корректировки своих налоговых обязательств и о наличии у него переплаты по налогу только после принятия налоговым органом решения от 02.07.2015 N 16 (вступило в законную силу 15.10.2015) в отношении ООО "Стройбилдинг".

При этом суды отметили, что общество 15.03.2018 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу по УСН за 2011 - 2013 годы с исчисленной к уплате суммой налога в размере 0 рублей и обратилось с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога в пределах трехлетнего срока.

Учитывая, что соблюдение налогоплательщиком регламентированной процедуры возврата в административном (внесудебном) порядке излишне уплаченных сумм налога не обеспечило их возврата из бюджета, суды также указали, что о нарушении своего права на возврат спорной суммы налога общество узнало после принятия инспекцией решений от 06.08.2018 N 650, 651, 652, вследствие чего обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением 28.01.2019 (уточнение требований подано 27.03.2019) в пределах трехлетнего срока.

Кроме того, суды пришли к выводу о том, что бездействие налогового органа, выразившееся в неотражении в карточке расчетов с бюджетом результатов контрольных мероприятий, проведенных на основании поданных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за 2011 - 2013 годы, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, просит отменить судебные акты судов трех инстанций и в удовлетворении требований общества отказать.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Выражая несогласие с выводами судов трех инстанций, изложенными в оспариваемых судебных актах, налоговый орган приводит доводы о том, что решение от 02.07.2015 N 16, принятое инспекцией в отношении ООО "Стройбилдинг" и установившее схему "дробления бизнеса" с участием и общества, не может влиять на определение момента, когда общество узнало или должно было узнать об уплате налога по УСН в излишней сумме, в том числе и по той причине, что данный налог его плательщики исчисляют, декларируют и уплачивают самостоятельно.

ООО "МДС", являясь элементом схемы "дробления бизнеса", уплачивая налог в рамках применения УСН за спорный период, знало, что производит его уплату в отсутствие у него такой обязанности, по сути, уплачивает налог излишне. Действия общества по уплате налога являлись имитацией исполнения своих налоговых обязательств и направлены только на минимизацию налоговой обязанности ООО "Стройбилдинг".

Налоговые обязательства обществом уточнены самостоятельно, сведения о доходной части "обнулены", что свидетельствует о признании налогоплательщиком обстоятельств отсутствия реальной хозяйственной деятельности, о чем общество не могло не знать в момент неосуществления этой деятельности.

Общество, будучи осведомлено о возможности корректировки своих налоговых обязательств, в пределах срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, не приняло мер к возврату переплаты по единому налогу за 2011 - 2013 годы.

Налоговый орган полагает, что судами в нарушение положений Налогового кодекса и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также выводов арбитражной судебной практики, неверно определены сроки на возврат излишне уплаченного налога и определена дата - момент для исчисления срока исковой давности для обращения в суд с исковым заявлением, поскольку срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога должен исчисляться не с момента вынесения решения об отказе в возврате (зачете) суммы налога, а со дня его уплаты налогоплательщиком, в момент уплаты налога по УСН общество знало о цели своих действий по уплате налога, осознавало и участвовало в незаконной схеме "дробления бизнеса".

Кроме того, инспекция в жалобе ссылается на то, что вывод судов о наличии у налогового органа обязанности по возврату участникам схемы "дробления бизнеса", организованной ООО "Стройбилдинг", находящимся в процедуре банкротства, сумм излишне уплаченных налогов, нарушает охраняемый законом публичный интерес.

Приведенные налоговым органом доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

передать кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

М.К.АНТОНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления