ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2023 г. N 310-ЭС23-24122
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.02.2023, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2023 по делу N А84-8180/2022,
общество с ограниченной ответственностью "КП Чистый город" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - компания) о взыскании 2 790 269,60 руб. неустойки по договорам на оказание услуг N 05-01-1133/БГС и N 06-01-1133/БГС.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2022 к совместному рассмотрению с первоначальным иском был принят встречный иск о взыскании с общества штрафа в размере 1 915 271,86 руб. за ненадлежащее выполнение обязательств по договору N 06-01-1133/БГС.
До рассмотрения настоящего дела по существу общество заявило об отказе от исковых требований в части взыскания неустойки в размере 1 263 971,79 руб. за нарушение обязательств по договору N 05-01-1133/БГС.
Указанный отказ был принят судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), производство по делу в данной части прекращено.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2023 по делу N А84-8180/2022, первоначальный иск удовлетворен, с компании в пользу общества взыскана неустойка в размере 1 526 297,81 руб. В удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении встречного иска, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) осуществлялся обществом после 23:00 и до 7:00, что является нарушением пункта 15 санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
По мнению заявителя, выводы судов основаны на неверном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 1 части 2 Закона города Севастополя от 26.07.2021 N 654-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории города Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 21.01.2021 между компанией (региональный оператор) и обществом (оператор) заключен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов IV - V классов опасности с территории Гагаринского муниципального образования города Севастополь на полигон ТКО "Первомайская балка" N 06-01-1133/БГС (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора установлено, что оператор обязуется по заданию регионального оператора оказывать услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Услуги по сбору и транспортированию ТКО должны оказываться оператором качественно, обеспечивая безопасность жизни и здоровья людей, имущества, объектов растительного и животного мира, экологическую безопасность, в том числе в строгом соответствии с условиями настоящего договора, требованиями действующего законодательства, на основании лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
Пунктом 2.4 договора время вывоза определено согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Периодичность вывоза из мест накопления ТКО устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64.
В разделе 6 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по контракту, на основании которого региональный оператор направляет в адрес оператора акт о нарушении правил и условий контракта с приложением материалов, подтверждающих нарушение, в том числе материалов фото- и видеосъемки.
Согласно пункту 6.1 договора региональный оператор осуществляет контроль за исполнением оператором обязательств по договору со дня начала оказания услуг и весь период действия настоящего договора.
В соответствии с пунктом 6.3 договора в случае нарушений оператором обязательств по настоящему договору региональный оператор в день обнаружения нарушений составляет акт о нарушении операторам обязательств по договору и направляет его оператору с требование устранить выявленное нарушение в срок не более 1 (одного) рабочего дела.
Как указала компания, региональным оператором была проведена проверка качества оказания услуг, в результате которой выявлено, что согласно данным аппаратуры спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС вывоз ТКО производился оператором с нарушением пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21, о чем был составлен акт N 231 от 07.02.2022.
Начислив за допущенные нарушения на основании пункта 8.8 договора штраф, компания обратилась в суд со встречным иском.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 421, 431, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признав, что Закон города Севастополя от 26.07.2021 N 654-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории города Севастополя" не распространяется на спорные правоотношения, СанПиН 2.1.3684-21 явно выраженного запрета на транспортирование ТКО (КГО) после 23.00 часов не содержит и региональным оператором не соблюден порядок фиксации нарушений, предусмотренный разделом 6 договора, суд первой инстанции в удовлетворении встречного иска отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержали суды апелляционной инстанции и округа.
Судами установлено, что акт составлен региональным оператором 07.02.2022, при этом дата выявленных фактов нарушений датирована апрелем 2021 года; изложенные в указанном акте сведения не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами (сведениями спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, путевыми листами, маршрутными журналами о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО, материалами фото- и видеосъемки, фиксирующими нарушения); отсутствуют доказательства уведомления общества о составлении акта и направления его в адрес оператора.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------