ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 октября 2020 г. N 301-ЭС20-15479
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Управления земельными ресурсами администрации города Владимира (далее также - управление) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2019 по делу N А11-5533/2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2020 по тому же делу
по иску управления к Владимирской области в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области о взыскании 381 743 рублей 48 копеек убытков,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, администрация города Владимира,
решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление земельными ресурсами администрации города Владимира возражает против указанных судебных актов и просит об их отмене, считая их вынесенными с существенным нарушением норм права. Как указывает управление, суды ошибочно не применили к спорным правоотношениям положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что спор возник в сфере бюджетных правоотношений. Владимирской областью допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении в 2019 году субвенции на осуществление переданных государственных полномочий, что привело к реальному ущербу для местного бюджета города Владимира. Исполнение в 2018 году переданных государственных полномочий обусловило возложение на управление дополнительных функций и вызвало необходимость в расширении штата. У муниципального образования возникли расходные обязательства перед работниками, принятыми на дополнительно введенные должности. Имеется непосредственная взаимосвязь между данными расходными обязательствами и исполнением администрацией города Владимира переданных государственных полномочий. Вместе с тем, обязательства в рамках трудовых отношений не могут быть прекращены единовременно с перераспределением переданных государственных полномочий обратно от органов местного самоуправления уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Выплаты, гарантированные работнику трудовым законодательством, понесенные управлением в связи с принятием решения о сокращении штата вследствие прекращения исполнения государственных полномочий, также должны финансироваться за счет субвенций из областного бюджета.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, в 2018 году органы местного самоуправления города Владимира были уполномочены осуществлять государственные полномочия исполнительного органа государственной власти Владимирской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В целях финансирования исполнения переданных государственных полномочий в 2018 году бюджету города Владимира из бюджета Владимирской области предусмотрена субсидия в размере 4089 тысяч рублей.
В целях исполнения отдельных государственных полномочий по предоставлению земельных участков по согласованию с Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в штат Управления земельными ресурсами администрации города Владимира введены пять должностей. Распоряжением администрации города Владимира от 02.03.2018 N 129-р изменена численность муниципальных служащих управления с 39 единиц на 44 единицы. Четыре должности были замещены.
С принятием Закона Владимирской области от 06.12.2018 N 127-ОЗ исполнение администрацией города Владимира государственных полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, прекращено с 01.01.2019. Вследствие этого распоряжением администрации города Владимира от 29.11.2018 N 853-р изменена численность муниципальных служащих управления с 44 единиц на 39 единиц.
Ссылаясь на то, что мероприятия в связи с сокращением четырех работников, ранее принятых на дополнительные должности, не могли быть завершены ранее 31.01.2019; на невозможность трудоустройства на другую должность одного из работников, его увольнение и предоставление гарантированных выплат; на несение в этой связи расходов в общем размере 381 743 рублей 48 копеек, которые не были обеспечены соответствующим финансированием из бюджета Владимирской области, поскольку в 2019 году субвенции городу Владимиру не предусмотрены, Управление земельными ресурсами администрации города Владимира обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 6, 86, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Законов Владимирской области от 10.05.2017 N 36-ОЗ "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области и исполнительными органами государственной власти Владимирской области", от 10.05.2018 N 37-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области отдельными государственными полномочиями исполнительного органа государственной власти Владимирской области", от 06.12.2018 N 128-ОЗ "О прекращении осуществления исполнительными органами государственной власти Владимирской области полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", от 06.12.2018 N 127-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Владимирской области "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области отдельными государственными полномочиями исполнительного органа государственной власти Владимирской области".
Суды исходили из того, что в 2019 году Управление земельными ресурсами администрации города Владимира государственные полномочия уполномоченного органа Владимирской области по распоряжению земельными участками не исполняло, основания для предоставления субвенции из бюджета Владимирской области бюджету города Владимира отсутствовали. Субсидия на компенсацию расходов муниципального образования в связи с сокращением штатных должностей управления в бюджете Владимирской области не предусматривалась.
Утверждение структуры и организация деятельности органов местного самоуправления относится к вопросам местного значения, осуществляемым муниципальным образованием самостоятельно за счет средств местного бюджета. Администрация города Владимира по своему усмотрению приняла решение об увеличении штатной численности управления и замещении вакантных должностей муниципальными служащими на постоянной основе. Поэтому спорные расходы, которые управление квалифицирует в качестве убытков, возникли не в связи с осуществлением отдельных государственных полномочий Владимирской области, а в рамках решения вопросов местного значения города Владимира.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы относительно юридически значимых обстоятельств дела, полно и всесторонне исследованных судами.
Существенного нарушения судами норм материального и норм процессуального права, которое в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может явиться основанием для отмены либо изменения судебных актов, из доводов кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Управлению земельными ресурсами администрации города Владимира в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------