Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 307-ЭС19-15702 по делу N А42-3478/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 сентября 2019 г. N 307-ЭС19-15702

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманскавтотранс" (далее - ПАО "Мурманскавтотранс", общество) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу N А42-3478/2018 Арбитражного суда Мурманской области

по заявлению общества к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет по тарифному регулированию, комитет) о признании незаконными действий по проведению контрольных мероприятий на основании распоряжения Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ; действий по направлению запроса от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ, направлению письма от 09.02.2018 N 06-04/352-АБ, изъятию билетно-учетных листов по акту изъятия от 13.02.2018,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (далее - Комитет государственного и финансового контроля), Министерства юстиции Мурманской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области,

установила:

решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2018 признаны незаконными действия Комитета по тарифному регулированию Мурманской области по проведению контрольных мероприятий в отношении общества, выразившихся в направлении запроса от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ и письма от 09.02.2018 N 06-04/352-АБ, а также в изъятии билетно-учетных листов по акту изъятия от 13.02.2018.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО округа от 27.06.2019, указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ПАО "Мурманскавтотранс" ставит вопрос об отмене судебных актов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение норм материального и норм процессуального права. Общество считает, что у Комитета по тарифному регулированию отсутствовали полномочия истребовать документы и сведения, проводить выездные проверочные мероприятия вне рамок проверки правильности применения обществом регулируемых цен и тарифов; полномочиями по внутреннему финансовому контролю комитет не наделен. Заявитель считает также ошибочными выводы судов, что обжалуемые действия не затронули его права и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, распоряжением Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ инициирована проверка по вопросу объемов и правомерности предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области субсидий ПАО "Мурманскавтотранс" в 2016 году. В этих целях создана рабочая группа, в состав которой, в частности, вошел специалист Комитета по тарифному регулированию. Комитету по государственному и финансовому контролю поручено организовать работу рабочей группы.

Письмом от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ Комитет по тарифному регулированию со ссылкой на распоряжение от 21.12.2017 N 230-РГ запросил у ПАО "Мурманскавтотранс" в срок до 09.02.2018 копии билетно-учетных листов автоколонны N 1442 по регулируемым маршрутам пассажирских перевозок за 2016 год.

Письмом от 09.02.2016 N 06-04-352-АБ Комитет по тарифному регулированию, учитывая отказ ПАО "Мурманскавторанс" представить документы по предыдущему запросу по причине их большого объема, сообщил, что первичные документы будут изучены рабочей группой в автоколонне N 1442 начиная с 13.02.2018, в связи с чем следует обеспечить предоставление необходимых документов и рабочих мест (4 человека) для участников рабочей группы.

13.02.2018 специалистом комитета Рамзиным В.В. произведено изъятие билетно-учетных листов автоколонны N 1442 за 2016 год в количестве 6 340 штук, о чем в одностороннем порядке составлен акт об изъятии. Копия представлена обществу.

Считая указанные действия Комитета по тарифному регулированию незаконными, осуществленными сверх имеющихся контрольных полномочий, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались статьями 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области", Положением о Комитете по тарифному регулированию, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-1111, распоряжением Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ.

Приняв во внимание, что запрос и изъятие документов, выездные мероприятия произведены комитетом в рамках комплексной проверки по предмету, входящему в сферу компетенции ряда органов исполнительной власти Мурманской области, о проведении которой распорядился Губернатор Мурманской области, суды нашли указанные действия законными и обоснованными.

Суды установили, что 29.12.2017 и.о. председателя Комитета по государственному и финансовому контролю, которому отведены координационные и организационные функции в рамках проверки, утверждена программа изучения вопросов правомерности и объемов предоставления из областного бюджета субсидии ПАО "Мурманскавтотранс" в 2016 году, которой Комитету по тарифному регулированию предписано: представить информацию о регулируемых тарифах в проверяемый период, о проверке фактического объема произведенных обществом рейсов на предмет параметров, влияющих на применение регулируемых тарифов и расчет субсидии.

ПАО "Мурманскавтотранс" было заблаговременно извещено комитетом о прибытии его специалистов 13.02.2018 на территорию автоколонны N 1442 для проведения выездного мероприятия по изучению первичной учетной документации в связи с ранее выраженным отказом общества предоставить копии этой документации. 13.02.2018 сотрудники комитета, за исключением Рамзина В.В., под формальным предлогом не были допущены на территорию автоколонны.

Поскольку изъятие билетно-учетных листов по акту от 13.02.2018 было обусловлено действиями ПАО "Мурманскавтотранс" по воспрепятствованию проведению проверки, суды нашли, что нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности отсутствует.

Выводы судов апелляционной и кассационной инстанции основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права и надлежащей правовой квалификации обстоятельств спора.

Доводы кассационной жалобы ПАО "Мурманскавтотранс", которые воспроизводят его позицию по настоящему делу, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, установление новых обстоятельств и не могут быть приняты во внимание, учитывая компетенцию кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, определенную статьей 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать публичному акционерному обществу "Мурманскавтотранс" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.В.ПРОНИНА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления