ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 сентября 2019 г. N 307-ЭС19-15702
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мурманскавтотранс" (далее - ПАО "Мурманскавтотранс", общество) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу N А42-3478/2018 Арбитражного суда Мурманской области
по заявлению общества к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет по тарифному регулированию, комитет) о признании незаконными действий по проведению контрольных мероприятий на основании распоряжения Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ; действий по направлению запроса от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ, направлению письма от 09.02.2018 N 06-04/352-АБ, изъятию билетно-учетных листов по акту изъятия от 13.02.2018,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (далее - Комитет государственного и финансового контроля), Министерства юстиции Мурманской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области,
решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2018 признаны незаконными действия Комитета по тарифному регулированию Мурманской области по проведению контрольных мероприятий в отношении общества, выразившихся в направлении запроса от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ и письма от 09.02.2018 N 06-04/352-АБ, а также в изъятии билетно-учетных листов по акту изъятия от 13.02.2018.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО округа от 27.06.2019, указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ПАО "Мурманскавтотранс" ставит вопрос об отмене судебных актов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение норм материального и норм процессуального права. Общество считает, что у Комитета по тарифному регулированию отсутствовали полномочия истребовать документы и сведения, проводить выездные проверочные мероприятия вне рамок проверки правильности применения обществом регулируемых цен и тарифов; полномочиями по внутреннему финансовому контролю комитет не наделен. Заявитель считает также ошибочными выводы судов, что обжалуемые действия не затронули его права и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, распоряжением Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ инициирована проверка по вопросу объемов и правомерности предоставления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области субсидий ПАО "Мурманскавтотранс" в 2016 году. В этих целях создана рабочая группа, в состав которой, в частности, вошел специалист Комитета по тарифному регулированию. Комитету по государственному и финансовому контролю поручено организовать работу рабочей группы.
Письмом от 07.02.2018 N 06-04/333-АБ Комитет по тарифному регулированию со ссылкой на распоряжение от 21.12.2017 N 230-РГ запросил у ПАО "Мурманскавтотранс" в срок до 09.02.2018 копии билетно-учетных листов автоколонны N 1442 по регулируемым маршрутам пассажирских перевозок за 2016 год.
Письмом от 09.02.2016 N 06-04-352-АБ Комитет по тарифному регулированию, учитывая отказ ПАО "Мурманскавторанс" представить документы по предыдущему запросу по причине их большого объема, сообщил, что первичные документы будут изучены рабочей группой в автоколонне N 1442 начиная с 13.02.2018, в связи с чем следует обеспечить предоставление необходимых документов и рабочих мест (4 человека) для участников рабочей группы.
13.02.2018 специалистом комитета Рамзиным В.В. произведено изъятие билетно-учетных листов автоколонны N 1442 за 2016 год в количестве 6 340 штук, о чем в одностороннем порядке составлен акт об изъятии. Копия представлена обществу.
Считая указанные действия Комитета по тарифному регулированию незаконными, осуществленными сверх имеющихся контрольных полномочий, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались статьями 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области", Положением о Комитете по тарифному регулированию, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-1111, распоряжением Губернатора Мурманской области от 21.12.2017 N 230-РГ.
Приняв во внимание, что запрос и изъятие документов, выездные мероприятия произведены комитетом в рамках комплексной проверки по предмету, входящему в сферу компетенции ряда органов исполнительной власти Мурманской области, о проведении которой распорядился Губернатор Мурманской области, суды нашли указанные действия законными и обоснованными.
Суды установили, что 29.12.2017 и.о. председателя Комитета по государственному и финансовому контролю, которому отведены координационные и организационные функции в рамках проверки, утверждена программа изучения вопросов правомерности и объемов предоставления из областного бюджета субсидии ПАО "Мурманскавтотранс" в 2016 году, которой Комитету по тарифному регулированию предписано: представить информацию о регулируемых тарифах в проверяемый период, о проверке фактического объема произведенных обществом рейсов на предмет параметров, влияющих на применение регулируемых тарифов и расчет субсидии.
ПАО "Мурманскавтотранс" было заблаговременно извещено комитетом о прибытии его специалистов 13.02.2018 на территорию автоколонны N 1442 для проведения выездного мероприятия по изучению первичной учетной документации в связи с ранее выраженным отказом общества предоставить копии этой документации. 13.02.2018 сотрудники комитета, за исключением Рамзина В.В., под формальным предлогом не были допущены на территорию автоколонны.
Поскольку изъятие билетно-учетных листов по акту от 13.02.2018 было обусловлено действиями ПАО "Мурманскавтотранс" по воспрепятствованию проведению проверки, суды нашли, что нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности отсутствует.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанции основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права и надлежащей правовой квалификации обстоятельств спора.
Доводы кассационной жалобы ПАО "Мурманскавтотранс", которые воспроизводят его позицию по настоящему делу, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, установление новых обстоятельств и не могут быть приняты во внимание, учитывая компетенцию кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, определенную статьей 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать публичному акционерному обществу "Мурманскавтотранс" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------