Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.03.2017 N 82-АПГ17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2017 г. N 82-АПГ17-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании не действующим в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23 июня 2016 г. N 22-3 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (Щучанский район: г. Щучье, с. Нифанка, с. Чумляк) с календарной разбивкой", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Курганского областного суда от 3 ноября 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", общество) обратилось в Курганский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании частично недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23 июня 2016 г. N 22-3 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (Щучанский район: г. Щучье, с. Нифанка, с. Чумляк) с календарной разбивкой" (далее - постановление от 23 июня 2016 г. N 22-3).

Решением Курганского областного суда от 3 ноября 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Относительно апелляционной жалобы Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области и прокуратура Курганской области представили возражения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ООО "Водоканал", Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, прокуратуры Курганской области в судебное заседание не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.

Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент по тарифам) является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним (пункт 1 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 20 мая 2003 г. N 149).

Департаментом по тарифам 23 июня 2016 г. вынесено постановление N 22-3, которым утверждена производственная программа и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО "Водоканал" (Щучанский район: г. Щучье, с. Нифанка, с. Чумляк) с календарной разбивкой.

Согласно приложению 1 одноставочный тариф для Щучанского района: г. Щучье, с. Нифанка, с. Чумляк для организаций и населения в период с 7 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. установлен в размере 35,68 руб. м3.; с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. - 35,68 руб. м3, с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 38,30 руб. м3, с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 38,30 руб. м3, с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 41,51 руб. м3; с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 41,51 руб. м3, с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 43,44 руб. м3.

Оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом и официально опубликованным в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" - Документы, выпуск 45 (959), 28 июня 2016 г.

В обоснование заявленного требования, ООО "Водоканал" сослалось на то, что названное постановление не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, и принято без учета экономически обоснованных расчетов предприятия.

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры утверждения производственных программ, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

В соответствии с частью 1 статьи 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ; методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками; методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно подпункту а) пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Судом установлено, что ООО "Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица 10 марта 2016 г. Между ООО "Водоканал" и Администрацией города Щучье 15 апреля 2016 г. заключен договор аренды имущественного комплекса (насосные станции и водоотводы), для обеспечения водой объекта по уничтожению химического оружия, объектов водопотребления поселка Плановый, города Щучье.

Между тем, применение метода индексации в данном случае не нарушает права административного истца на установление тарифов с учетом экономически обоснованных расходов, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования (пункт 76 Основ ценообразования).

Пункт 58 Основ ценообразования предусматривает, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования (пункт 62 Основ ценообразования).

Пункты 39 - 42 Основ ценообразования, находящиеся в разделе VI Основ ценообразования "Метод экономически обоснованных расходов", предусматривают учет производственных расходов, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций.

Таким образом, применение метода индексации при расчете тарифов не исключает учет экономически обоснованных расходов ООО "Водоканал".

Из материалов дела следует, что ООО "Водоканал" 25 мая 2016 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении производственной программы и тарифов на холодную питьевую воду, приложив производственную программу и копии документов, подтверждающие расходы предприятия.

Согласно расчетам общество предлагало установить на 2016 год одноставочный тариф на питьевую воду в размере 75,35 руб. за 1 м3 с применением метода экономически обоснованных затрат.

Специалистами Департамента по тарифам проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.

На заседании правления регулирующего органа 23 июня 2015 г. утверждены основные показатели производственной программы в сфере водоснабжения и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с календарной разбивкой на период с 7 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г., установлены долгосрочные параметры регулирования.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 23 июня 2016 г.

Доводы общества о несогласии с утвержденной производственной программой и установленными тарифами сводятся к необоснованному отказу Департамента по тарифам включить в тариф часть расходов, заявленных обществом.

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Рассчитывая базовый уровень операционных расходов ООО "Водоканал" на первый год долгосрочного периода регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), эксперты Департамента по тарифам руководствовались Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).

Базовый уровень операционных расходов на 2016 год принят органом регулирования в размере 10 250 тыс. руб.

Пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

Согласно экспертному заключению по статье "Производственные расходы", подстатье "Расходы на реагенты" органом регулирования утверждены расходы на покупку химреагентов (гипохлорида натрия) в размере 18,4 тыс. руб. против заявленных обществом 98,66 тыс. руб.

Исключая из предложенных ООО "Водоканал" расходов затраты на обеззараживание воды и обеззараживание объектов водоснабжения после устранения аварий, эксперты исходили из того, что представленные ООО "Водоканал" документы (протоколы лабораторных исследований проб воды Филиала "Центр гигиены и эпидемиологии Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском и Сафакулевском районах") свидетельствуют о полном соответствии подаваемой потребителям воды требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".

Экспертами органа регулирования указано, что в схеме водоснабжения г. Щучье на 2014 - 2024 годы, утвержденной решением Щучанской городской Думы от 30 декабря 2014 г. N 38 "Об утверждении схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" указано, что качество подземных вод соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая" и не требует сложной очистки. Вода, поднимаемая из скважин, подается в сеть без очистки и обеззараживания, поскольку соответствует установленным действующим законодательством требованиям по качеству питьевой воды (раздел 1.1.1 схемы водоснабжения г. Щучье).

Расчет необходимого количества химических реагентов произведен экспертами, исходя из потребности в профилактической промывке и дезинфекции резервуарного оборудования в соответствии с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 168.

Затраты на химические реагенты для обеззараживания объектов водоснабжения после устранения аварий не были включены в расчет тарифа, поскольку ООО "Водоканал" не представлены обосновывающие документы по фактическому проведению аварийных работ.

Расходы общества на электрическую энергию на 2016 год в размере 4 287,65 тыс. руб., в отсутствие подробных обоснований технических расчетов по расходу электрической энергии на технологические процессы водоснабжения, основанных на информации о режимах работы оборудования системы водоснабжения, определены Департаментом по тарифам расчетным методом в соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций по определению потребностей в электрической энергии на технологические нужды в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, разработанных Центром муниципальной экономики и права, а также в соответствии с пунктом 6.1.10 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12 августа 2003 г. (МДК 4-05.2004).

Расчет произведен органом регулирования с учетом технологических характеристик оборудования, задействованного в технологических процессах подъема и транспортировки питьевой воды, с учетом расчетного объема поднятой и отпущенной питьевой воды в сеть.

Объем необходимого количества электрической энергии для работы насосного оборудования, участвующего в технологическом процессе подъема воды, принят Департаментом по тарифам в размере 223 991,91 кВтч в год, исходя из расчетного объема поднятой воды и технологических характеристик насосного оборудования. Снижение объема необходимого количества электрической энергии по сравнению с предложенным регулируемой организацией составило 25 547,09 кВтч в год.

Объем необходимого количества электрической энергии для работы насосного оборудования, участвующего в транспортировке воды, принят органом регулирования в размере 340 448,61 кВтч в год. Увеличение объема электрической энергии по сравнению с предложением регулируемой организации составило 16 186,61 кВтч в год.

Обществом к расчету тарифа заявлены расходы на приобретение, электрической энергии в сумме 5 722,23 тыс. руб. исходя из объема потребляемой электрической энергии 878 991,0 кВтч по цене 6,51 руб. за 1 кВтч, что соответствует тарифу низкого уровня напряжения.

Вместе с тем, представленные в Департамент по тарифам материалы содержат договор энергоснабжения от 17 мая 2016 г. N 60223288 и акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон между АО "Курганэнерго" и ООО "Водоканал".

Уровни напряжения электрической энергии для работы технологического оборудования экспертами органа регулирования определены на основании, вышеуказанного договора, в соответствии с пунктом 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-Э/2 и информационным письмом ФСТ России от 24 марта 2006 г. N ЕЯ-1433/14 "О применении пункта 45 Методических указаний".

В ходе проведения экспертизы технологически обоснованный объем приобретаемой электрической энергии принят в размере 780 975,35 кВтч в год, в том числе; по высокому уровню напряжения (ВН) - 532 196,2 кВтч в год, по низкому уровню напряжения (НН) - 248 779,1 кВтч в год.

При расчете затрат на электроэнергию органом регулирования учтена плановая цена на электрическую энергию, поставляемую филиалом открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" в 2016 г.

Расходы по статье "Материалы и малоценные основные средства" утверждены Департаментом по тарифам в размере 104,34 тыс. руб. против заявленных обществом - 1 653,87 тыс. руб. Экспертной группой величина затрат по данной статье расходов принята в размере затрат на охрану труда производственного персонала согласно нормам списания спецодежды и среднерыночным ценам на спецодежду в 2016 году.

При проведении расчетов экспертами Департамента по тарифам исключены затраты на расходные материалы для эксплуатации и текущего ремонта оборудования в сумме 1 549,53 тыс. руб. в связи с тем, что в ходе экспертизы выявлено несоответствие плана мероприятий проекта производственной программы и сводной ведомости расходных материалов для эксплуатации и текущего ремонта оборудования на 2016 год. В представленных в орган регулирования материалах отсутствуют дефектные ведомости по ряду заявленных мероприятий производственной программы, предусмотренные пунктом 12.5 Методических рекомендаций Минрегионразвития России от 26 апреля 2012 года N 9905-АП/14 (далее - Методические рекомендации N 9905-АП/14).

Кроме того, в заявленной сводной ведомости на проведение текущего ремонта регулируемой организацией были включены затраты на комплектующие и материалы (задвижки, трубы, фланцы и др.), которые в соответствии с приложением N 14 Методических рекомендаций N 9905-АП/14 относятся к капитальному ремонту.

Следовательно, позиции по комплектующим и материалам, относящиеся к капитальному ремонту, заявленные ООО "Водоканал" в вышеуказанной сводной ведомости, повторяют затраты по капитальному ремонту, учтенному в соответствующей статье "Расходы на капитальный ремонт централизованной системы водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем", указанные в экспертном заключении в пунктах 6.1.5 и 6.2.2.1.1. В связи с этим, заявленные ООО "Водоканал" затраты в сумме 1 549,53 тыс. руб. не приняты экспертами с целью исключения двойной оплаты потребителями расходов на капитальный ремонт объектов водоснабжения.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Судом установлено, что согласно экспертному заключению расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала, в том числе налоги и сборы приняты органом регулирования в доле, относящейся на операционные расходы, в сумме 5 135,89 тыс. руб., за исключением расходов на обслуживание бесхозяйных сетей, которые отнесены в неподконтрольные расходы, в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э, в том числе: расходы на оплату труда основного производственного персонала в сумме 2 544,92 тыс. руб. (численность 20 ставок); отчисления на социальные нужды в сумме 769,56 тыс. руб. (30,2%); расходы на оплату труда прочего производственного персонала в сумме 1 399,70 тыс. руб. (численность 11 ставок); отчисления на социальные нужды в сумме 422,71 тыс. руб. (30,2%).

Расходы на оплату труда производственного персонала, включаемые в необходимую валовую выручку, скорректированы органом регулирования исходя из нормативной численности, рассчитанной в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 N 66 (далее - Рекомендации Госстроя N 66) и заработной платы в размере прожиточного минимума 9 864 руб. по Курганской области за 1 квартал 2016 г., с учетом роста заработной платы в соответствии с индексом потребительских цен Минэкономразвития России - 1,075 на 2016 год.

Поскольку обществом в материалы тарифного дела не представлено документов, подтверждающих включение административного истца в региональный реестр участников Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, то при определении размера расходов по названной статье затрат эксперты органа регулирования руководствовались Областным трехсторонним соглашением о размере минимальной заработной платы в Курганской области, заключенным Правительством Курганской области, объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Курганской области" и Курганским региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" 19 января 2016 г. N 01/16.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и социальные отчисления приняты органом регулирования в размере 2 512,42 тыс. руб. (9 ставок), против заявленных обществом 4 519,25 тыс. руб. (18 ставок).

Расчет указанных расходов произведен органом регулирования исходя из нормативной численности персонала, определенной в соответствии с Рекомендациями Госстроя России от 22 марта 1999 N 66. Ставки заместителя генерального директора, старшего диспетчера и инженера-технолога исключены в связи с превышением нормативной численности персонала, установленной указанными рекомендациями.

Ставки работников абонентского отдела исключены в соответствии с пунктом 27 Методических рекомендаций N 1746-э.

Экспертами Департамента по тарифам в соответствии с Рекомендациями Госстроя России от 22 марта 1999 N 66 численность контролера (0,4 ставки) для работы в частном секторе и с юридическими лицами учтена в производственных расходах по статье "Расходы на оплату труда прочего производственного персонала".

При расчете расходов по оплате труда административно-управленческого персонала исключены суммы премий и доплаты в связи с отсутствием у общества Коллективного договора.

Расходы на текущий ремонт обоснованно приняты Департаментом по тарифам в размере 1 182,42 тыс. руб. (подтверждены дефектовочными актами узлов и оборудования насосных станций 1-го, 2-го и 4-го подъемов и сетей водоснабжения г. Щучье, с Чумляк и с. Нифанка) против заявленных обществом 1 501,38 тыс. руб.

Заявленные организацией в затратах на проведение работ по текущему ремонту, работы по ремонту водопровода, колодцев, водозаборных колонок, по замене насосов, задвижек, по ремонту крыши здания скважины N 1, по ремонту бетонной отмостки камеры переключения насосной 1 подъема, замене фланцевых тройников, наращиванию колонны трубы в скважине N 11 относятся к работам по капитальному ремонту в соответствии с приложением N 14 Методических рекомендаций N 9905-АП/14.

Данные затраты учтены экспертами органа регулирования по статье "Расходы на капитальный ремонт" в необходимом размере. Расходы скорректированы с учетом индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, прочих работ и затрат, оборудования.

По статье "Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями" органом регулирования в расчет необходимой валовой выручки включены расходы размере 95,22 тыс. руб. против предложенного обществом 1087,39 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования к административным расходам относятся, в том числе расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

Расходы по данной статье на оплату услуг связи и интернета, консультационных и информационных услуг скорректированы Департаментом по тарифам с учетом потребности организации, в соответствии с представленными подтверждающими документами.

Плановые затраты на бумагу и канцелярские принадлежности, расходные материалы к персональной и копировальной технике, заявленные обществом в административных расходах экспертами органа регулирования определены с учетом потребности организации, исходя из принятой численности персонала и представленными обосновывающими документами по обслуживанию техники.

Поскольку в материалы дела не представлены заключенные договора на выполнение услуг вневедомственной охраны, то данные затраты в сумме 648 тыс. руб. обоснованно исключены из расчета необходимой валовой выручки организации.

Расходы на обучение персонала и аттестацию рабочих мест исключены органом регулирования, поскольку не относятся к функциональным обязанностям регулируемой организации, и должны относиться к расходам на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями. Указанные договоры обществом в материалы тарифного дела не представлены.

Размер предпринимательской прибыли, предложенный обществом в размере 5% согласно пунктам 47(1), 78(1) Основ ценообразования обоснованно не учтен органом регулирования, поскольку административным истцом не представлены необходимые документы, подтверждающие его деятельность в качестве гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление от 5 сентября 2013 г. N 782), схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением от 5 сентября 2013 г. N 782.

Согласно пункту 8 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, раздел "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды" должен содержать, в том числе, наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом "а" раздела 6 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, схема водоснабжения должна содержать описание системы и структуры водоснабжения поселения, городского округа и деление территории поселения, городского округа на эксплуатационные зоны.

Между тем, согласно данным, представленным органом регулирования, в схеме водоснабжения г. Щучье ООО "Водоканал" не указан в качестве гарантирующей организации, и не определены эксплуатационные зоны данной организации. В схемах водоснабжения с. Чумляк и с. Нифанка вышеуказанная информация также не представлена.

Таким образом, представленные обществом постановления об определении гарантирующей организации Администрации г. Щучье от 11 марта 2016 г., Администрации с. Нифанка от 18 марта 2016 г. N 22, Администрации с. Чумляк от 23 марта 2016 г. N 10, не подтверждают в полном объеме деятельность организации как гарантирующего поставщика.

При таких обстоятельствах у Департамента по тарифам отсутствовали правовые основания для учета расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации при определении необходимой валовой выручки ООО "Водоканал".

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Курганского областного суда от 3 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления