ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2017 г. N 66-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 г. N 333-пп "О переводе земельных участков", по апелляционным жалобам Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Шечкова Р.В. на решение Иркутского областного суда от 25 октября 2016 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области - Акиева Е.В., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сорокина И.А., представителя Шечкова Р.В. - Ефимова А.Ф., Сизикова В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 г. N 333-пп "О переводе земельных участков".
Решением Иркутского областного суда от 25 октября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области, Шечков Р.В. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционных жалоб прокуратурой Иркутской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области представлены возражения.
В судебное заседание не явились представители Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, Администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Администрации Еланцинского муниципального образования Иркутской области, Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области, ФГБУ "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка", Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал "Прибайкаллеспроект"), Министерства лесного комплекса Иркутской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Постановлением Правительства Иркутской области от 14 июня 2012 г. N 333-пп "О переводе земельных участков" земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные в местности <...> района <...> области, находящиеся в собственности Шечкова Р.В., переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Данное постановление 4 июля 2012 г. опубликовано в общественно-политической газете "Областная", N 71, на момент рассмотрения дела является действующим нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 в Иркутской области создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства с предоставлением в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда, с включением в его состав 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории, в том числе центральной экологической зоны. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой также отображены границы Прибайкальского национального парка.
В 2011 году уточнены границы земель, включенных в Прибайкальский национальный парк, сформировано землеустроительное дело, включающее карту (план) и содержащее сведения об объекте землеустройства и местоположении его границ.
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами <...> <...> <...> <...> <...>, собственником которых является Шечков Р.В., входят в границы Прибайкальского национального парка, что подтверждается материалами землеустройства 2011 года.
В силу подпункта "б" пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ, пункт 6 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <...>, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположены на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, то правительство Иркутской области, осуществляя перевод земель в категорию особо охраняемых природных территорий, действовало с превышением своих полномочий.
Довод апелляционных жалоб о том, что спорные земельные участки не находятся на территории Прибайкальского национального парка, поскольку сведения о его границах не внесены в государственный кадастр недвижимости, а следовательно, не установлены, является несостоятельным в силу следующего.
Наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не установлены.
Границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. Уточнение границ в 2011 году обусловлено проведением землеустроительных работ.
При рассмотрении данного дела судом и лицами, участвующими в деле, обозревались карты национального парка "Прибайкальский", а также Байкальской природной территории, на которой отображены границы Прибайкальского национального парка, план границ объекта землеустройства. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации даны пояснения о нахождении названных земельных участков на территории Прибайкальского национального парка. Кроме того, из отзыва Министерства имущественных отношений Иркутской области следует, что спорные земельные участки находятся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Иркутского областного суда от 25 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Шечкова Р.В. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------