ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 ноября 2023 г. N АКПИ23-762
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Завертайлова Максима Владимировича о признании недействующим абзаца второго пункта 25 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 141,
Завертайлов М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным административным иском.
9 ноября 2023 г. в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде поступило ходатайство Завертайлова М.В. о добровольном отказе от административного иска и прекращении производства по делу, поскольку оспариваемый правовой акт признан утратившим силу.
В судебном заседании представитель Следственного комитета Российской Федерации Кондрашин А.В. не возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу.
Министерство юстиции Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направило своего представителя в судебное заседание, о времени и месте которого извещено надлежащим образом, заявив о рассмотрении дела без его участия.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав мнения представителя административного ответчика, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего возможным принять отказ от административного иска и прекратить производство по делу, Верховный Суд Российской Федерации находит ходатайство подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом (пункт 3 части 1), если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2).
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Пунктом 2 части 2 статьи 214 этого же кодекса предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа.
Отказ от административного иска Завертайловым М.В. заявлен административным истцом добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц. Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Оспариваемый приказ признан утратившим силу приказом Следственного комитета Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 17 "Об официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
При таких обстоятельствах производство по административному делу подлежит прекращению.
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом, подлежит возврату в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 46, 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
производство по административному делу по административному исковому заявлению Завертайлова Максима Владимировича о признании недействующим абзаца второго пункта 25 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 141, прекратить.
Возвратить Завертайлову Максиму Владимировичу уплаченную государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку по операции от 20 августа 2023 г., идентификатор платежа (СУИП) <...>.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
------------------------------------------------------------------