ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2018 г. N 304-КГ18-11871
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.01.2018 по делу N А45-31208/2017, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2018 по тому же делу по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области о признании недействительным акта комплексной проверки от 06.10.2017 N 05-08-52 в части вывода об установлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за 2016 год в сумме 319 320 рублей 99 копеек, требований о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в указанной сумме, и об уплате штрафа в сумме 31 932 рублей 10 копеек,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки от 06.10.2017 N 05-08-52 в части вывода об установлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за 2016 год в сумме 319 320 рублей 99 копеек, требований о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению в указанной сумме, и об уплате штрафа в сумме 31 932 рублей 10 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018, признано недействительным решение фонда, изложенное акте от 06.10.2017 N 05-08-52, в части суммы штрафа в размере 25 000 рублей за нецелевое использование средств ОМС в сумме 319 320 рублей 99 копеек; в удовлетворении остальной части требований учреждению отказано.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 18.06.2018 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из судебных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что произведенные учреждением за счет средств ОМС расходы на приобретение компонентов крови не включены в тариф медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2016 год, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", Правилами безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней службы, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N 674, Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, законодательством Новосибирской области, суды пришли к выводу о нецелевом использовании учреждением в 2016 году средств ОМС на приобретение компонентов крови.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерным оспариваемое решение фонда, изложенное в акте от 06.10.2017 N 05-08-52, по указанному эпизоду. Вместе с тем, принимая во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, суды пришли к выводу о возможности снижения размера назначенного учреждению штрафа на 25 000 рублей, признав недействительным оспариваемое решение фонда, изложенное в акте от 06.10.2017 N 05-08-52, в соответствующей части. В удовлетворении остальной части требований учреждению отказано.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение приводит доводы о невозможности безвозмездного получения донорской крови и ее компонентов в централизованном порядке, поскольку в Федеральном законе от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" не было предусмотрено финансовое обеспечение расходов, связанных с безвозмездным обеспечением донорской кровью и ее компонентами, план безвозмездного обеспечения донорской кровью и ее компонентами на 2016 год не был утвержден Федеральным медикобиологическим агентством и работа по безвозмездному обеспечению учреждений, подведомственных органам исполнительной власти, компонентами крови в 2016 году не осуществлялась.
Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Как указали суды, невозможность безвозмездного получения донорской крови и ее компонентов в централизованном порядке не свидетельствует о правомерности покрытия учреждением расходов на приобретение донорской крови и ее компонентов за счет средств ОМС.
Доводы учреждения направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного приведенные учреждением в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, основания для передачи жалобы учреждения для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Верховного Суда Российской Федерации
Д.В.ТЮТИН
------------------------------------------------------------------