ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 августа 2017 г. N 205-КГ17-32
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Сокерина С.Г.,
при секретаре Жиленковой Т.С. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе административного истца Сапунова П.И. на апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 2 ноября 2016 г., которым отменено решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 мая 2016 г. по административному исковому заявлению (далее - заявление) военнослужащего войсковой части <...> майора Сапунова П.И. об оспаривании действий командира войсковой части <...>, связанных с увольнением административного истца с военной службы без обеспечения жильем.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на нее представителя командира войсковой части <...> Урсула Ю.А., мнение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации,
апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 2 ноября 2016 г. отменено решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 мая 2016 г. об удовлетворении заявления Сапунова П.И., в котором он просил признать незаконным приказ командира войсковой части <...> от 3 марта 2016 г. N 16 в части увольнения административного истца с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее - жилищная субсидия), а также взыскать в его в пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 февраля 2017 г. в передаче кассационной жалобы Сапунова П.И. на апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Сапунов П.И., указывая на отсутствие оснований для его увольнения ввиду необеспеченности жильем по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение без предоставления жилищной субсидии, просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В жалобе административный истец также указывает, что суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что общежитие, в котором ему предоставлено жилое помещение, непригодно для проживания в связи с неудовлетворительным состоянием инженерных коммуникаций, отсутствием ремонта и противопожарного оборудования, а его эксплуатация инспекцией пожарного надзора по Южному военному округу запрещена.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Сапунов П.И., назначенный на должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим первого офицерского звания в июне 2000 г., проходил военную службу в войсковой части <...>.
По месту военной службы Сапунов П.И. на состав семьи из трех человек обеспечен специализированным жилым помещением в общежитии в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 32,2 кв. м. Согласно договору найма административный истец при наличии права на жилое помещение для постоянного проживания и в случае необеспечения таким жильем при увольнении с военной службы не подлежит выселению до получения жилого помещения.
Ввиду признания в марте 2015 года негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности Сапунов П.И. изъявил желание быть уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве. Впоследствии он изменил форму жилищного обеспечения на жилищную субсидию.
Приказом командира войсковой части <...> от 3 марта 2016 г. N 16 Сапунов П.И. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения жилищной субсидией не обеспечен.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что в силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ общежитие не относится к категории служебного жилого помещения, поэтому увольнение Сапунова П.И. с военной службы является незаконным.
В судебном заседании апелляционной инстанции по ходатайству представителя административного истца признаны новыми доказательствами и исследованы копии актов войсковой части <...> от 14 января 2016 г. о невозможности проживания в общежитии в связи с неудовлетворительным состоянием здания и инспекции пожарного надзора по Южному военному округу от 13 апреля 2016 г. о запрете эксплуатации общежития ввиду нарушения требований нормативных документов в области пожарной безопасности, а также приобщены и исследованы копии акта межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации органа местного самоуправления, от 12 апреля 2016 г. о пригодности общежития для проживания и необходимости его капитального ремонта для приведения в соответствие с техническими нормами жилого помещения и представления прокурора от 12 апреля 2016 г. с предложением о принятии соответствующими должностными лицами организационно-распорядительных мер по включению общежития в план проведения капитального ремонта, приведении общежития в соответствие с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и установленным строительным нормам.
Отменяя решение гарнизонного военного суда и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент увольнения Сапунов П.И. был обеспечен специализированным жилым помещением по установленным нормам и не мог быть выселен из него до получения жилья для постоянного проживания, а выявленные пожарной инспекцией и межведомственной комиссией нарушения не свидетельствуют о невозможности проживания административного истца с членами семьи в специализированном жилом помещении.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции оставил без внимания положения ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Поскольку в суде установлено, что эксплуатация специализированного жилого помещения, в котором Сапунову П.И. предоставлена двухкомнатная квартира, запрещена инспекцией пожарного надзора по Южному военному округу, командование было обязано предоставить административному истцу другое пригодное для проживания жилое помещение. Однако этого сделано не было.
При таких данных утверждение в кассационной жалобе о необеспеченности Сапунова П.И. жильем по месту военной службы подтверждено материалами дела.
Это обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
В суде установлено, что общая продолжительность военной службы административного истца составляет более 10 лет, он подлежит увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями и не был согласен с увольнением до предоставления ему жилищной субсидии.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности приказа об увольнении Сапунова П.И. по существу является правильным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном основано на неправильном применении норм материального права.
Допущенное окружным военным судом нарушение норм материального права является существенным, в связи с чем обжалуемое апелляционное определение от 2 ноября 2016 г. подлежит отмене с оставлением в силе в решения Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 мая 2016 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 2 ноября 2016 г. по административному исковому заявлению Сапунова П.И. отменить, оставить в силе решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 мая 2016 г. по административному исковому заявлению Сапунова П.И.
И.В.КРУПНОВ
А.В.ВОРОНОВ
С.Г.СОКЕРИН
------------------------------------------------------------------