ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 декабря 2015 г. по делу N 305-КГ15-15917
Судья Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтова Н.А., изучив кассационные жалобы Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы (Москва, ответчик, далее - департамент) и федерального государственного унитарного предприятия "Атэкс" ФСО России от 20.10.2015 N 9/5/А-б/н (Москва, ответчик, далее - предприятие) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2015 по делу N А40-194473/2014 Арбитражного суда города Москвы по иску Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) о признании недействительными открытого аукциона и заключенного между департаментом и предприятием по его результату государственного контракта от 27.08.2014 N 9р2/0173200001414000905 и применении последствий недействительности контракта при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования на предмет спора, открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка", Департамента города Москвы по конкурентной политике, общества с ограниченной ответственностью "Светосервис-Подмосковье" (далее - общество),
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2015 в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что контракт исполнен, а нарушение порядка проведения торгов не затрагивает прав и интересов службы и выбранный для их устранения способ защиты и не восстанавливает ее прав.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 решение отменено, исковые требования удовлетворены в части признания недействительными аукциона и контракта, в применении последствий отказано в связи с исполнением контракта участниками.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2015, постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Суды апелляционной и кассационной инстанции установили наличие у службы контрольных полномочий в сфере государственных закупок, обусловливающих предъявление иска, нарушения порядка проведения аукциона и прав общества его результатом.
В кассационных жалобах департамент и предприятие просят о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций как неисполнимых, не восстанавливающих при исполненном контракте чьих-либо прав и не соответствующих достоверным на момент заключения контракта сведениям о невозможности исполнения обществом условий аукциона.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра состоявшихся судебных актов в коллегиальном судебном заседании по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлено.
Служба, являясь государственным органом, действует на основании утвержденного о ней положения и осуществляет публичные функции, проявлением которых является предъявление данного иска.
Предъявление иска в публичных интересах направлено на устранение нарушений закона в определенной сфере в целях соблюдения участниками правоотношений единых правил поведения. Статус службы и указанная цель обращения в суд исключают достижение таким обращением восстановления субъективных прав службы.
Компетенция службы в сфере государственных закупок определена Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проведенная службой по обращению общества проверка отказа департамента от заключения по результату аукциона контракта охватывается компетенцией службы и выявила несоответствие отказа названному закону.
Нарушения в проведении аукциона установлены судами посредством исследования и оценки обстоятельств проведения аукциона.
Таким образом, доводы подателей жалоб не соответствуют закону и обстоятельствам дела и не составляют оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
отказать Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы и федеральному государственному унитарному предприятию "Атэкс" ФСО России в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
------------------------------------------------------------------