ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 ноября 2016 г. N 75-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Роздухова М.Е. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2015 г. N 339-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П" по апелляционной жалобе Правительства Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2016 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Республики Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Ратчиной М.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
индивидуальный предприниматель Роздухов М.Е. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2015 г. N 339-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2016 г. административный иск удовлетворен, пункт 2 постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2015 г. N 339-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П" признан недействующим в части распространения его положений, влекущих увеличение размера арендной платы, на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона Республики Карелия от 2 июля 2014 г. N 1808-ЗРК "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Республики Карелия обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Административный истец, Администрация Петрозаводского городского округа, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ИП Роздухов М.Е. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:01:010127:18, общей площадью 14 397 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства общественно-торгового центра.
На земельном участке расположен введенный в эксплуатацию торговый центр "Макси", в котором находятся принадлежащие ИП Роздухову М.Е. нежилые помещения - объекты торговли.
Согласно договору аренды земельного участка от 30 апреля 2009 г. N 9366 размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке при изменении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время арендодателем по указанному договору является Администрация Петрозаводского городского округа.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельные отношения на территории Республики Карелия регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Карелия от 10 июня 2013 г. N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК).
Ранее расчет арендной платы осуществлялся исходя из части 5 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК, согласно которой арендная плата рассчитывалась как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Законом Республики Карелия от 4 марта 2014 г. N 1773-ЗРК в Закон N 1712-ЗРК внесены изменения: часть 2 статьи 3 изложена в новой редакции, согласно которой арендная плата определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается Правительством Республики Карелия с учетом федерального законодательства в отношении конкретных категорий земельных участков.
В соответствии с названной нормой Правительством Республики Карелия принято постановление от 17 апреля 2014 г. N 120-П "Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому годовая арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка конкретного вида разрешенного использования, упомянутого в данном нормативном правовом акте.
Вид разрешенного использования земельного участка "для размещения объектов торговли" в перечне таких видов разрешенного использования отсутствовал, равно как и процент кадастровой стоимости для такого участка, в связи с чем определение размера арендной платы для земельного участка, арендуемого ИП Роздуховым М.Е., осуществлялось на основании части 5 статьи 3 Закона N 1712-ЗРК.
Законом Республики Карелия от 2 июля 2014 г. N 1808-ЗРК "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1808-ЗРК), вступившим в законную силу с 19 июля 2014 г. в Закон N 1712-ЗРК внесены изменения, согласно которым перечень видов разрешенного использования земельных участков, в отношении которых арендная плата определяется как процент кадастровой стоимости, дополнен видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли".
Между тем величина процента кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения объектов торговли, определена Правительством Республики Карелия только постановлением от 23 октября 2015 г. N 339-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года N 120-П" (далее - постановление N 339-П): 18 процентов для земельных участков, расположенных в Петрозаводском и Костомукшском городских округах, Беломорском, Сегежском муниципальных районах.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 339-П его действие распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона N 1808-ЗРК, то есть с 19 июля 2014 г.
Для земельного участка, арендуемого ИП Роздуховым М.Е., исчисление годовой арендной платы исходя из 18 процентов кадастровой стоимости повлекло увеличение размера платы с 3 973 771 руб. 15 коп. до 5 060 303 руб. 80 коп.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции сделал вывод о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение владельцев земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Установив новый порядок определения размера годовой арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков, Правительство Республики Карелия первоначально не распространило этот порядок на земельные участки с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли".
Впоследствии вопрос определения арендной платы за земельные участки данного вида разрешенного использования решен субъектом Российской Федерации путем внесения двух изменений в Закон N 1712-ЗРК: о введении вида разрешенного использования земельного участка "для размещения объектов торговли" в перечень земельных участков, для которых размер арендной платы будет исчисляться в соответствии с частью 2 статьи 3 этого закона, и об установлении величины процента кадастровой стоимости таких земельных участков.
Длительность определения методики расчета арендной платы (с июля 2014 года по октябрь 2015 года), как указывает административный ответчик, обусловлена продолжительными конкурсными процедурами и контрактными работами.
Вместе с тем оспариваемый пункт 2 постановления N 339-П придает нормативному правовому акту обратную силу, ухудшающую положение административного истца как арендатора земельного участка, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере.
Правовое регулирование определения арендной платы должно соответствовать основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в том числе принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
В данном случае методика расчета годовой арендной платы за земельный участок конкретного вида разрешенного использования окончательно определена только в октябре 2015 года. Отсутствие ставки (процента кадастровой стоимости), исходя из которой подлежит расчету годовая арендная плата, не позволяло рассчитать предпринимателю новый размер такой платы.
С учетом изложенного перерасчет арендной платы за период с июля 2014 года по октябрь 2015 года нарушает данный принцип.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Карелия - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------