ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 августа 2019 г. N 305-ЭС19-13550
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (Москва) на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 по делу N А41-37023/2018,
Администрация городского округа Шаховская Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Агентство), Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ):
- установить границы земельного участка муниципального образования "Городской округ Шаховская Московской области" площадью 1,1 га, относящегося к категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Шаховская, территория "Кладбище Спас-Вилки", в соответствии с геодезическими данными, установленным экспертным исследованием;
- внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0100102:107 путем исключения из его состава земельного участка, согласно геодезическим данным, установленным экспертным исследованием;
- внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем установления границ земельного участка площадью 4 057 392 кв. м с кадастровым номером 50:06:0100102:107 согласно геодезическим данным, установленным экспертным исследованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Арбитражный суд Московской области решением от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019, удовлетворил в части требования Администрации, установил границы земельного участка муниципального образования "Городской округ Шаховская Московской области" площадью 1,1 га, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Шаховская, территория "Кладбище Спас-Вилки", в соответствии с указанными геодезическими данными, обязал Управление Росреестра внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0100102:107 путем исключения из его состава земельного участка согласно указанным геодезическим данным, а также внести изменения в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:06:0100102:107 согласно указанным геодезическим данным.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Агентство, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Агентства на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьями 19, 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 23 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 2, 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Законом Московской области от 13.07.2007 N 108/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Шаховским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поседениями, входящими в его состав", Порядком деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52, разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к выводу об обоснованности требований Администрации, направленных на разрешение спора о границах участков.
Суды исходили из следующего: заключением судебной экспертизы и материалами дела подтверждено, что земельный участок площадью 11 000 кв. м, предназначенный для размещения общественного кладбища, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:06:0100102:107, относящегося к землям лесного фонда; ввиду нахождения на земельном участке площадью 11 000 кв. м, занятым с 50-х годов XX века сельским кладбищем, находящимся в собственности муниципального образования "Городской округ Шаховская Московской области", и необходимым для его использования, право государственной собственности на данный участок является разграниченным, участок относится к муниципальной собственности, а его границы подлежат исключению из границах земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:06:0100102:107, относящегося к землям лесного фонда.
Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Федеральному агентству лесного хозяйства в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА
------------------------------------------------------------------