ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 марта 2016 г. по делу N 305-ЭС16-768
Судья Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтова Н.А., изучив кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Транстира" (истец, г. Вильнюс, Литовская Республика) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2015 по делу N А41-70042/2014 Арбитражного суда Московской области по иску закрытого акционерного общества "Транстира" к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" о взыскании страхового возмещения по договору международного страхования ответственности владельцев транспортных средств в размере 3 401 евро 41 цента, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7 евро 69 центов, а также расходов на услуги по переводу и нотариальному заверению документов в сумме 152 евро 34 центов (с учетом уточнения),
решением Арбитражного суда Московской области от 10.04.2015 иск удовлетворен в заявленном размере.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.07.2015 отменил решение от 10.04.2015 и отказал ЗАО "Транстира" в удовлетворении иска.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.11.2015 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 оставил без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Транстира" просит о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций как незаконных вследствие непризнания права российского страховщика на страхование ответственности владельца транспортного средства, зарегистрированного на территории другого государства.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра состоявшихся судебных актов в коллегиальном судебном заседании по доводам, изложенным в жалобе, не установлено.
Довод об отсутствии в законодательстве Российской Федерации запрета на страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, неоснователен.
В силу положений статьи 31 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства.
Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации и временно используемых на территориях иностранных государств, также устанавливаются профессиональным объединением страховщиков в правилах страхования в рамках международных систем страхования в соответствии с требованиями и правилами таких международных систем.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 337-р "О национальном страховом бюро "Зеленая карта" Российский союз автостраховщиков признан участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе "Зеленая карта".
Так, согласно подпункту "б" пункта 8 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта" (в редакции от 02.08.2011) страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших (граждан или юридических лиц Российской Федерации) в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в период действия срока страхования, при участии только транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.
Учитывая наличие у уполномоченного национального страховщика права страховать гражданскую ответственность в рамках международной системы "Зеленая карта" только в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, вывод судов о ничтожности договора страхования "Зеленая карта", заключенного истцом с ответчиком в отношении транспортного средства, не зарегистрированного и не используемого на территории Российской Федерации, и несоздания данным договором правовых последствий соответствует положениям законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать закрытому акционерному обществу "Транстира" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
------------------------------------------------------------------