Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 13-КГ16-18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 февраля 2017 г. N 13-КГ16-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Рыженкова А.М. и Горохова Б.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Илларионовой М.В. к администрации города Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов Российской Федерации о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке

по кассационной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., объяснения представителя администрации г. Тамбова по доверенности Каменевой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Илларионовой М.В., третьего лица Илларионова В.Н., представителя администрации Тамбовской области по доверенности Масальского М.С., представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Агеевой Е.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Толстовой М.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Илларионова М.В. обратилась в суд с иском к администрации города Тамбова, администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов Российской Федерации о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя свои требования тем, что постановлением мэра г. Тамбова от 20 июля 2004 г. их семья в составе трех человек: она, супруг Илларионов В.Н., их сын Илларионов М.В., была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" в связи с наличием у их сына инвалидности. Несмотря на наличие права на меры социальной поддержки, они до настоящего времени жильем не обеспечены.

Илларионов М.В. является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378. Данный факт подтверждается справкой медицинского учреждения.

Ссылаясь на часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявитель полагала, что их семья имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, кроме того, исходя из даты постановки на жилищный учет до 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" они имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма с учетом общей площади 18 кв. м на каждого члена семьи и права ребенка на дополнительную площадь, обязанность по реализации которого лежит на органе местного самоуправления за счет средств федерального бюджета.

Илларионова М.В. просила обязать администрацию города Тамбова и администрацию Тамбовской области обеспечить вне очереди ее семью в составе трех человек жилым помещением площадью не менее 54 кв. м, учитывая право Илларионова М.В. на дополнительную площадь.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 марта 2016 г. иск удовлетворен частично.

Администрация города Тамбова обязана предоставить Илларионову М.В., <...> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв. м.

В удовлетворении иска о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи из трех человек к администрации Тамбовской области, Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Министерству финансов отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г. резолютивная часть решения суда первой инстанции в части обязания администрации города Тамбова предоставить Илларионову М.В., <...> г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв. м изложена в следующей редакции: "Обязать администрацию города Тамбова предоставить Илларионову М.В., <...> г.р., с составом семьи 3 человека: мать Илларионова М.В., отец Илларионов В.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью <...> кв. м, не менее двух комнат".

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 30 января 2017 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Илларионов М.В., <...> г.р., является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (л.д. 9, 14).

Справкой Тамбовского областного ГБУЗ "Городская клиническая больница им. Архиепископа Луки г. Тамбова" от 3 ноября 2015 г. подтверждается, что Илларионов М.В. имеет хроническое заболевание, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно. Код заболевания по МКБ-10 - <...>. Кроме того, справкой того же учреждения подтверждается наличие у Илларионова М.В. хронического заболевания, дающего право на дополнительную жилую площадь (л.д. 8, 9).

25 августа 2000 г. Илларионов М.В. зарегистрирован по месту жительства со своим отцом Илларионовым В.Н. в однокомнатной квартире общей площадью <...> кв. м по адресу: <...>, <...>. Также в указанной квартире с 31 марта 1998 г. зарегистрированы и проживают сестра Илларионова В.Н. - Илларионова И.Н. со своей дочерью Илларионовой В.А., <...> г.р. (л.д. 16, 17).

Постановлением мэра города Тамбова от 20 июля 2004 г. N 4188 семья Илларионовых в составе трех человек была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" (л.д. 71).

На основании постановления администрации г. Тамбова от 25 января 2013 г. N 510 семье Илларионовых по договору найма предоставлено специализированное жилое помещение общей площадью <...> кв. м - однокомнатная квартира по адресу: <...>, где они зарегистрированы с 13 февраля 2013 г. по 9 августа 2018 г. по месту пребывания (л.д. 15).

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению Илларионову М.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью 32 кв. м, поскольку только он имеет право претендовать на жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, тогда как иные члены его семьи таким правом не обладают.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление Илларионову М.В. отдельного жилого помещения отвечает его интересам.

Принимая во внимание несовершеннолетний возраст лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, наличие у него соответствующего тяжелого хронического заболевания, предопределяющего необходимость совместного проживания ребенка с семьей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что семья Илларионовых, состоящая из трех человек, подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма с учетом дополнительной площади общей площадью <...> кв. м, не менее двух комнат.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, кроме того, при проверке решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не соблюдены требования процессуального закона.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включено и заболевание, имеющееся у сына истца Илларионова М.В.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Илларионов М.В.

Иные члены семьи Илларионовых таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Илларионовых, состоящей из трех человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, только Илларионов М.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.

Между тем требования приведенных выше правовых норм судом апелляционной инстанции не были учтены, вывод суда о том, что с учетом имеющегося у Илларионов М.В. заболевания семья истца в составе трех человек подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, противоречит закону.

Кроме того, проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел следующего.

Как видно из материалов дела, обращаясь с настоящим иском, Илларионова М.В. ссылалась на положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Тамбовской области "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" как состоящая на жилищном учете по списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" и вставшая на данный учет до 1 января 2005 г. и просила предоставить ее семье, имеющей ребенка-инвалида, на состав семьи из трех человек жилое помещение общей площадью <...> кв. м с учетом права ее сына-инвалида на дополнительную площадь, при этом, ссылаясь на нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагала, что такое жилое помещение администрация г. Тамбова обязана предоставить ее семье во внеочередном порядке за счет средств федерального бюджета.

Между тем в соответствии с действующим законодательством предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет до 1 января 2005 г., а также обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют различные источники финансирования, формы и порядок предоставления жилых помещений.

Так, согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 указанного федерального закона в редакции, действовавшей на момент принятия на жилищный учет семьи истца, было предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок был установлен Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке (пункт 5).

Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В Тамбовской области форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлен Законом Тамбовской области от 31 марта 2009 г. N 511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий".

В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 1 названного закона Тамбовской области действие этого закона распространяется на семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Тамбовской области N 511-З по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из числа лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и общей площади жилого помещения 18 квадратных метров на каждое такое лицо и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - для граждан, указанных в подпункте "д" пункта 1 статьи 1 данного закона.

Таким образом, исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи, обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет федерального бюджета, формой предоставления данной меры социальной поддержки, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, является единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, внеочередной порядок обеспечения жилым помещением таких лиц не предусмотрен.

Что касается обеспечения жилыми помещениями лиц, поименованных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как было указано выше, жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления только гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, по договору социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Согласно статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования, неопределенные по своему содержанию, без учета положений статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Между тем определение формы реализации права имеет существенное значение для настоящего дела в целях решения вопроса об источнике финансирования соответствующих обязательств, о форме и порядке обеспечения жилым помещением истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации г. Тамбова, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июня 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления