Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N 307-АД17-19466 по делу N А56-31758/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июня 2018 г. N 307-АД17-19466

Резолютивная часть определения объявлена 13.06.2018.

Полный текст определения изготовлен 20.06.2018.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Тютина Д.В.,

судей Антоновой М.К., Павловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017 по делу N А56-31758/2017 и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по тому же делу,

по заявлению Акционерного общества "Группа "Илим" к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители:

от Акционерного общества "Группа "Илим" - Зязина М.В., Кравцов С.М., Фетисов А.В.

от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - Ерилова О.В., Чертов Д.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Акционерное общество "Группа "Илим" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (далее - административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 19.04.2017 N 30АП/2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 28.04.2018 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов Судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, с принятием нового судебного акта, ввиду следующего.

Как следует из судебных актов и материалов дела, общество, по мнению административного органа, с 31.07.2016 по 31.01.2017 осуществляло продажу частным субъектам (муниципальным унитарным предприятиям, обществам с ограниченной ответственностью, индивидуальным предпринимателям) электрической энергии по тарифам 2,72 руб./кВт.ч и 2,58 руб./кВт.ч, не соответствующим тарифу 1,10 руб./кВт.ч, установленному Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 N 66-э/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ОАО "Группа Илим" на территории муниципального образования "Город Коряжма".

По данным основаниям административным органом составлен протокол от 23.03.2017 N 30АП/2017 и принято оспариваемое постановление от 19.04.2017 N 30АП/2017.

Суды, удовлетворяя заявленное требование, руководствовались, в том числе, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)", Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, КоАП РФ, и пришли к выводу, что осуществление обществом, как производителем электрической энергии, деятельности по продаже электрической энергии потребителям на территории неценовой зоны оптового рынка не противоречит установленному порядку ценообразования и не образует события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Указанные выводы судов, по мнению Судебной коллегии, нельзя признать верными.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ наказуемо занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как следует из части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании части 3 статьи 23.1 указанного Федерального закона на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)" территория Архангельской области является территорией неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности).

В силу пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов).

Для общества тарифы были установлены вышеуказанным Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 N 66-э/1.

Таким образом, в рассматриваемом периоде деятельность общества по продаже указанным частным субъектам электрической энергии являлась регулируемой, установленные тарифы соблюдены не были, вследствие чего санкции административным органом применены обоснованно.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017 по делу N А56-31758/2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по тому же делу отменить.

Акционерному обществу "Группа "Илим" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2017 N 30АП/2017, принятого Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Председательствующий судья

Д.В.ТЮТИН

Судья

М.К.АНТОНОВА

Судья

Н.В.ПАВЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления