ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июня 2018 г. N 307-АД17-19466
Резолютивная часть определения объявлена 13.06.2018.
Полный текст определения изготовлен 20.06.2018.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Тютина Д.В.,
судей Антоновой М.К., Павловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017 по делу N А56-31758/2017 и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по тому же делу,
по заявлению Акционерного общества "Группа "Илим" к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Акционерного общества "Группа "Илим" - Зязина М.В., Кравцов С.М., Фетисов А.В.
от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - Ерилова О.В., Чертов Д.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
Акционерное общество "Группа "Илим" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (далее - административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 19.04.2017 N 30АП/2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 28.04.2018 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов Судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, с принятием нового судебного акта, ввиду следующего.
Как следует из судебных актов и материалов дела, общество, по мнению административного органа, с 31.07.2016 по 31.01.2017 осуществляло продажу частным субъектам (муниципальным унитарным предприятиям, обществам с ограниченной ответственностью, индивидуальным предпринимателям) электрической энергии по тарифам 2,72 руб./кВт.ч и 2,58 руб./кВт.ч, не соответствующим тарифу 1,10 руб./кВт.ч, установленному Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 N 66-э/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ОАО "Группа Илим" на территории муниципального образования "Город Коряжма".
По данным основаниям административным органом составлен протокол от 23.03.2017 N 30АП/2017 и принято оспариваемое постановление от 19.04.2017 N 30АП/2017.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, руководствовались, в том числе, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)", Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, КоАП РФ, и пришли к выводу, что осуществление обществом, как производителем электрической энергии, деятельности по продаже электрической энергии потребителям на территории неценовой зоны оптового рынка не противоречит установленному порядку ценообразования и не образует события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Указанные выводы судов, по мнению Судебной коллегии, нельзя признать верными.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ наказуемо занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Как следует из части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании части 3 статьи 23.1 указанного Федерального закона на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)" территория Архангельской области является территорией неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности).
В силу пункта 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов).
Для общества тарифы были установлены вышеуказанным Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 N 66-э/1.
Таким образом, в рассматриваемом периоде деятельность общества по продаже указанным частным субъектам электрической энергии являлась регулируемой, установленные тарифы соблюдены не были, вследствие чего санкции административным органом применены обоснованно.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2017 по делу N А56-31758/2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по тому же делу отменить.
Акционерному обществу "Группа "Илим" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2017 N 30АП/2017, принятого Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Д.В.ТЮТИН
М.К.АНТОНОВА
Н.В.ПАВЛОВА
------------------------------------------------------------------