Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2022 N 308-ЭС22-2357 по делу N А32-37905/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 мая 2022 г. N 308-ЭС22-2357

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Успенский", Департамента имущественных отношений Краснодарского края и краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2021 по делу N А32-37905/2020 Арбитражного суда Краснодарского края

по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.08.2020 N 023/10/18.1-3528/2020, о возложении на антимонопольный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (далее - фонд), Склярова Михаила Николаевича (далее - Скляров М.М.), общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Успенский" (далее - общество),

установил:

Скляров М.М. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия фонда (организатор торгов) и департамента (уполномоченный орган) при организации и проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок более чем пять лет (извещение N 160620/0015474/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).

Решением антимонопольного органа от 12.08.2020 N 023/10/18.1-3528/2020 жалоба на нарушение порядка проведения торгов признана обоснованной.

Управлением установлено, что согласно приложению к проекту договора начальный размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости на 2 процента. Приказ о проведении аукциона датирован 22.04.2020, однако кадастровая стоимость определена периодом ранее, чем на дату принятия решения уполномоченным органом о проведении аукциона (применена действующая на 2019 год). Таким образом, в проекте договора неверно установлен начальный размер арендной платы, для определения кадастровой стоимости подлежит применению дата - 10.04.2020.

Кроме того, пункт 4.2.2 раздела 4.2 проекта договора содержит недопустимые условия, предусматривающие в нарушение пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) запрет арендатору уступать права по договору и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Фонду и департаменту выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения аукциона, а именно аннулировать торги по извещению N 160620/0015474/01 и внести изменения в проект договора аренды земельного участка в соответствии с решением.

Считая ненормативные правовые акты управления незаконными, департамент обратился с заявлением в арбитражный суд о признании их недействительными.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции явилось непривлечение общества в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления департамента отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2021 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Признавая решение и предписание антимонопольного органа законными, суды апелляционной инстанции и округа, руководствуясь положениями статей 18.1, 22, 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статей 3, 22, 39.11 Земельного кодекса, статей 448, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), разъяснениями, изложенными в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021 (далее - Обзор N 2 (2021)), пришли к выводу о неправомерности начального размера арендной платы, установленного в проекте договора, а также недопустимости установления запрета арендатору на уступку права по договору и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Вместе с тем судами учтено, что предписание антимонопольного органа исполнено и нарушения устранены.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, общество, департамент и фонд просят отменить судебные акты судов апелляционной инстанции и округа, ссылаясь на существенное нарушение норм права, и удовлетворить заявленные требования.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Выражая несогласие с выводами судов двух инстанций, фонд и общество приводят доводы о том, что неправомерное определение начального размера арендной платы не является существенным нарушением и не влияет на конкуренцию, поскольку не ограничивает круг участников торгов, а способствует его расширению. Также фонд указывает, что он не является уполномоченным органом на объявление проведения торгов и об их отмене, в связи с чем выдача предписания в его адрес является незаконной.

Данные доводы подлежат отклонению, поскольку при осуществлении отдельных юридических действий по проведению торгов организатор торгов (фонд) действовал в соответствии с указаниями доверителя, изложенными в приказе и договоре поручения. На заседании комиссии антимонопольного органа департамент согласился с выводами управления, признав неправомерность начального размера арендной платы, установленного в проекте договора.

С учетом изложенного, предписание правомерно выдано в адрес департамента и фонда. При этом данное предписание департаментом исполнено, нарушения устранены.

Оснований не согласиться с выводами судов в указанной части не имеется.

По вопросу правомерности передачи третьему лицу прав и обязанностей арендатора публичного земельного участка, возникших из заключенного на торгах договора аренды на срок более чем пять лет, общество, департамент и фонд указывают следующее.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления (пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса).

Вместе с тем, приведенное общее правило о свободной передаче арендатором права долгосрочной аренды публичного земельного участка другим лицам применяется, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рассматриваемом случае закрепленная в пункте 9 статьи 22 Земельного кодекса норма права является отсылочной к пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса, которым установлен запрет на уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, если в соответствии с законом заключение такого договора возможно только путем проведения торгов.

При таких обстоятельствах, право на переуступку прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам торгов, в силу статьи 22 Земельного кодекса невозможно ввиду установления запрета такой переуступки статьей 448 Гражданского кодекса.

Кроме того, возможность уступки прав по заключенным на торгах договорам позволит лицам, в отношении которых ограничено участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, приобретать право аренды на земельные участки без проведения торгов.

В частности, данная возможность позволит приобрести право аренды на земельные участки лицам, не имеющим статуса крестьянского фермерского хозяйства, а также не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Также заявители жалоб полагают неправомерной ссылку судов на пункт 27 Обзора N 2 (2021) и в обоснование своей позиции по делу ссылаются на наличие иной судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Приведенные по данному вопросу доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационные жалобы департамента, фонда и общества вместе с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

передать кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Агрокомплекс "Успенский", Департамента имущественных отношений Краснодарского края и краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" по вопросу, связанному с включением в пункт 4.2.2 раздела 4.2 проекта договора условия, предусматривающего запрет арендатору уступать права по договору и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

М.К.АНТОНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления