Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 302-КГ18-1052 по делу N А58-6852/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 марта 2018 г. N 302-КГ18-1052

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.05.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.11.2017 по делу N А58-6852/2016

по заявлению Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - комитет) и администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее - администрация) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными пунктов 2 - 4 решений и предписаний от 01.12.2016 по делам N 06-952/16т, N 06-953/16т, N 06-954/16т, N 06-955/16т, N 06-970/16т, N 06-971/16т (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и объединения дел N А58-6755/2016, N А58-6852/2016 в одно производство),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Айхал-строй", общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" и общества с ограниченной ответственностью Проектная компания "ДСА",

установил:

решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.017 решение суда от 10.05.2017 отменено, оспоренные решения управления в части пунктов 2 - 5 и предписания признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.11.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, комитет, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты судов первой инстанции и округа и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, решениями от 01.12.2016 по делам NN 06-952/16т 06-953/16т, 06-954/16т, 06-955/16т, 06-970/16т и 06-971/16т администрация (заказчик) и комитет (уполномоченный орган) признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункты 2), решено выдать предписания об устранении допущенных нарушений (пункты 3) и в сроки, определенные предписаниями, уведомить управление о выполнении положений предписаний (пункты 4).

Предписаниями на администрацию и комитет возложена обязанность внести изменения в положения аукционных документаций в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе с учетом замечаний, изложенных в решениях антимонопольного органа; разместить аукционные документации с соответствующими внесенными изменениями на официальном сайте http://zakupki.gov.ru; продлить сроки подачи заявок на участие в электронных аукционах в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе (пункты 1). Кроме того, аукционной комиссии уполномоченного органа необходимо отменить протоколы, составленные в ходе осуществления электронных аукционов (пункты 3 предписаний).

Считая пункты 2 - 4 решений и предписания незаконными, администрация и комитет обратились в арбитражный суд.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6, 12, 31, 64, 83, 99, 105 Закона о контрактной системе, статей 3, 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", пришел к выводу о том, что оспоренные решения и предписания антимонопольного органа соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей, с чем согласился суд округа.

Судебные инстанции исходили из того, что требование о наличии положительного заключения экспертизы проектной документации наряду с остальными требованиями к специальной правоспособности участников закупки, должно быть включено заказчиком (уполномоченным органом) в аукционную документацию в составе требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 и пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку предметом электронных аукционов являлось приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов за счет бюджетных средств. При этом, учитывая, что участниками закупок могут быть юридические лица, получившие разрешение на строительство объекта как до 01.01.2016, так после указанной даты, требование о наличии положительного заключения экспертизы проектной документации должно содержать оговорку о том, что устанавливается оно к тем участникам закупки, разрешение на строительство объекта которых выдано после 01.01.2016.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по сути, сводятся к повторению позиции комитета о том, что требование о предоставлении государственной экспертизы проектной документации не может относиться к требованию к лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов.

Эти доводы являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены как несостоятельные и заявленные без учета устанавливаемых градостроительным законодательством особых требований, предъявляемых к строительству домов с привлечением бюджетных средств, и особенностей конкретного объекта закупки.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой инстанции и округа, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291, 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

М.К.АНТОНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления