ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 января 2020 г. N 307-ЭС19-25306
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - управление, антимонопольный орган) и общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - общество "Похоронная служба") на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 по делу N А56-118925/2018, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2019 по тому же делу
по заявлениям Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ритуальные услуги" (далее - СПб ГУП "Ритуальные услуги"), Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - комитет), Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Автобаза. Ритуальные услуги" (далее - общество "СПАРУ") о признании недействительными решения антимонопольного органа от 07.08.2018 по делу N К03-81/14 и предписаний от 24.07.2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба", общества "Похоронная служба", Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Каршина Сергея Владимировича,
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах антимонопольный орган и общество "Похоронная служба" оспаривая принятые по делу судебные акты, ссылаются на нарушение арбитражными судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам поступившего в управление заявления общества "СПРС" по поводу нарушения антимонопольного законодательства в действиях Губернатора Санкт-Петербурга, комитета, ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, СПб ГУП "Ритуальные услуги" и общества "СПАРУ" при оказании услуг по вывозу тел умерших в Санкт-Петербурге, а также заявления общества с ограниченной ответственностью "ПСК "Энергия" (в настоящее время - общество "Похоронная служба") на действия комитета, СПб ГУП "Ритуальные услуги", выразившиеся в исполнении распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 N 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" и Положения о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации, утвержденного названным распоряжением (далее - Положение о транспортировке), антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушений части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольный орган принял решение, которым констатировал наличие в действиях комитета, ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нарушение пунктов 2, 3, 5, 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а в действиях комитета, ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, СПб ГУП "Ритуальные услуги", общества "СПАРУ" нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения комитету, СПб ГУП "Ритуальные услуги", ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обществу "СПАРУ" выданы предписания об устранении указанных нарушений.
Руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" и Положением об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210, суды пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для принятия решения и предписаний ввиду недоказанности антимонопольным органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителей вменяемых нарушений, а также недостаточного анализа товарного рынка рассматриваемых услуг.
Суды установили, что управлением не осуществлено полного исследования данного товарного рынка; сведения, представленные антимонопольным органом в качестве доказательств, содержат информацию, применимую для сравнения только за 2014-2016 годы, тогда как временной интервал нарушений определен в анализе рынка 2014-2017 годами. Также управление надлежаще не установило размеры долей хозяйствующих субъектов; степень сходства или отличия товаров различных хозяйствующих субъектов; конкретные барьеры на входе и выходе с рынка, а также не указало, каким образом определена совокупная доля СПб ГУП "Ритуальные услуги" и общества "СПАРУ" на товарном рынке.
Таким образом, в отсутствие надлежащего анализа состояния конкуренции на товарном рынке, выводы антимонопольного органа о нарушении лицами антимонопольного законодательства не могу считаться законными и обоснованными.
Доводы антимонопольного органа и общества "Похоронная служба" не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права и связаны с иной оценкой фактических обстоятельств данного дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела Санкт-Петербурга и Ленинградской области" в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
------------------------------------------------------------------