Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 304-ЭС19-15640 по делу N А46-12783/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 января 2020 г. N 304-ЭС19-15640

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (г. Омск) на решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2019 по делу N А46-12783/2018,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский подводник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра), содержащегося в сообщении от 06.07.2018, об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - "Причальная стенка в затоне реки Иртыш (на 1816,2 км реки Иртыш) в поселке Николаевка Советского административного округа города Омска"; об обязании Управления Росреестра поставить данный объект на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Общества на него.

Арбитражный суд Омской области решением от 21.11.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2019, удовлетворил требования Общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Дело 24.09.2019 истребовано из Арбитражного суда Омской области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления Росреестра вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, федеральное бюджетное учреждение "Администрация Обь - Иртышводпуть" (далее - Учреждение) решением от 24.03.2017 согласовало Обществу технические условия для проектирования в затоне на 1816,2 км от устья реки Иртыш причала, предназначенного для швартовки водолазного бота и погрузки-выгрузки водолазного оборудования; решением от 26.06.2017 согласовало Обществу проектную документацию на строительство данного объекта.

В протоколе Комиссии Учреждения от 20.06.2017 указано, что на рассмотрение Общество представило проектную документацию в составе пояснительной записки, схемы планировочной организации земельного участка, архитектурных решений, конструктивных и объемно-планировочных решений, проекта организации и строительства, мероприятий по охране окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Министерство природных ресурсов) решениями от 02.10.2017 N 55-14.0101.003-Р-РЛБК-С-2018-00782/00 и от 28.04.2018 N 55-14.0101.003-Р-РЛБК-С-2017-00756/00 предоставило Обществу водный объект в пользование для строительства указанного гидротехнического сооружения сроком до 31.08.2018.

Общество, возведя объект незавершенного строительства степенью готовности 95% - причальная стенка в затоне реки Иртыш, предназначенного для швартовки водолазного бота и погрузки - выгрузки водолазного оборудования, обратилось в Управление Росреестра с заявлением о постановке указанного объекта незавершенного строительства на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на него.

Управление Росреестра сообщением от 06.07.2018 отказало в постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства - причальной стенки в затоне реки Иртыш и в государственной регистрации права собственности на этот объект, ссылаясь на то, что Общество не представило необходимую для осуществления регистрационных действий разрешительную документацию.

Общество, полагая, что отказ Управления Росреестра в осуществлении регистрационных действий является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статью 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 11, 21 Водного кодекса Российской Федерации, статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьи 10, 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ), Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, пришли к выводу об обоснованности требований Общества.

Суды исходили из следующего: спорный объект незавершенного строительства - причальная стенка является гидротехническим сооружением IV класса, в связи с чем отсутствует необходимость в получении разрешения на его строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ; Учреждение решением от 26.06.2017 N 8190 согласовало проектную документацию на строительство причальной стенки; решениями Министерства природных ресурсов от 02.10.2017 и 28.04.2018 Обществу предоставлено право пользования акваторией реки Иртыш в целях строительства причальной стенки; объект незавершенного строительства полностью располагается в границах водного объекта; для обслуживания причала Общество использует земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:030114:4408 и 55:36:030114:57, предоставленные ему в аренду; поскольку Общество с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество представило все необходимые документы, в том числе подготовленную им декларацию безопасности гидротехнического сооружения, у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в постановке указанного объекта незавершенного строительства на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на него.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В числе прочих доводов Управление Росреестра указывает на следующее.

Согласно статье 4 ГрК РФ отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Водный кодекс Российской Федерации не содержит норм, регулирующих градостроительную деятельность по строительству капитальных объектов на землях водного фонда, следовательно, при строительстве объектов недвижимости (гидротехнических сооружений) на землях водного фонда применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 51.

Решение Министерства природных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование, которое не было представлено в регистрирующий орган, и при выдаче которого не исследовалась проектная документация на строительство спорного объекта, не может рассматриваться в качестве разрешения на строительство данного гидротехнического сооружения.

Статьей 9 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве гидротехнических сооружений.

Согласно статье 10 Закона N 117-ФЗ при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения, являющаяся основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, составляется в составе проектной документации; внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения; содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.11.1998 N 1303 утвердило Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, которым (далее - Положение), которым дано определение декларации безопасности и установлены требования к ее содержанию, указано на необходимость получения заключений уполномоченных органов, включающих оценку уровня безопасности гидротехнического сооружения, перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности.

Между тем в составе проектной документации на строительство причальной стенки, согласованной решением Учреждения от 26.06.2017, декларация безопасности указанного гидротехнических сооружений не разрабатывалась.

Общество, самостоятельно заполнив декларацию безопасности, не утверждая ее в уполномоченных органах, сделав вывод о том, что спорный объект не опасен, без соответствующих заключений уполномоченных органов, фактически подменяет государственные органы, наделенные полномочиями по оценке проектируемого гидротехнического сооружения (которое не может быть не опасным) требованиям безопасности.

Поскольку Общество в нарушение требований градостроительного законодательства, Закона N 117-ФЗ и Положения с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на спорный объект незавершенного строительства - гидротехническое сооружение не представило необходимую разрешительную документацию, в том числе декларацию безопасности гидротехнического сооружения, утвержденную уполномоченным органом, у Управления Росреестра отсутствовали предусмотренные Законом N 218-ФЗ основания для осуществления регистрационных действий.

Приведенные в жалобе Управления Росреестра доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 03 марта 2020 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

И.Л.ГРАЧЕВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления