Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.11.2018 N 26-КГ18-41

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 ноября 2018 г. N 26-КГ18-41

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Цечоева Амира Яхьевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, об обязании возобновить ежемесячную денежную выплату, произвести выплату задолженности, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Цечоеву Амиру Яхьевичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать удостоверение

по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Гороховцева Р.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 ноября 2017 г., которым решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 июля 2017 г. отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Торгушиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Цечоев Амир Яхьевич 19 июня 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия, ответчик) о признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, об обязании возобновить ежемесячную денежную выплату, произвести выплату задолженности, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование требований Цечоев А.Я. ссылался на то, что заключением служебной проверки, утвержденным исполняющим обязанности министра внутренних дел Республики Ингушетия 17 мая 2005 г., установлены основания для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Письмом председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) от 7 декабря 2016 г. Цечоев А.Я. был уведомлен о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Цечоеву А.Я. без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ОПФР по Республике Ингушетия), ему предписано сдать удостоверение в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия и разъяснено, что в случае представления им в комиссию МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.

Истец указал, что им в комиссию МВД по Республике Ингушетия подано на рассмотрение заявление о восстановлении статуса ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения, а также представлены документы, подтверждающие обоснованность выдачи удостоверения ветерана боевых действий, однако уведомлением МВД по Республике Ингушетия от 9 марта 2017 г. Цечоев А.Я. проинформирован об оставлении в силе принятого ранее решения о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий ввиду отсутствия в представленных Цечоевым А.Я. документах приказа, подтверждающего факт непосредственного участия в боевых действиях в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

Данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия Цечоев А.Я. считает незаконным, полагая, что вопрос о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий, подлежит разрешению в судебном порядке, поскольку комиссия МВД по Республике Ингушетия не наделена соответствующими полномочиями. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" МВД по Республике Ингушетия наделено лишь полномочиями на выдачу удостоверений ветерана боевых действий. По мнению Цечоева А.Я., удостоверение ветерана боевых действий было ему выдано при наличии достаточных оснований.

Цечоев А.Я. просил суд признать недействительным решение комиссии МВД по Республике Ингушетия о прекращении назначенной ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязать МВД по Республике Ингушетия возобновить ему ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий и произвести выплату задолженности, образовавшуюся с 1 января 2017 г. в размере 15 829, 62 руб., обязать МВД по Республике Ингушетия выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия исковые требования Цечоева А.Я. в суде не признал.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 июля 2017 г. исковые требования Цечоева А.Я. удовлетворены. Суд признал незаконным (недействительным) решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Цечоеву А.Я., и обязал МВД по Республике Ингушетия возобновить Цечоеву А.Я. ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий, установленную статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с даты прекращения.

При рассмотрении апелляционной жалобы МВД по Республике Ингушетия на решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что судом первой инстанции разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлек к участию в деле Государственное учреждение - Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции МВД по Республике Ингушетия предъявило встречные исковые требования к Цечоеву А.Я. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и возложении на Цечоева А.Я. обязанности сдать удостоверение, ссылаясь в обоснование иска на то, что при проверке правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия Департаментом государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации был выявлен факт применения МВД по Республике Ингушетия при решении вопроса о выдаче такого удостоверения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. в качестве преюдициального решения в отношении неопределенного круга лиц. Однако это решение не подлежит применению ввиду того, что было принято в отношении определенного круга лиц. МВД по Республике Ингушетия указало, что документов, свидетельствующих о непосредственном участии Цечоева А.Я. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, на основании которых истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий, им не представлено, а само по себе нахождение Цечоева А.Я. в зоне вооруженного конфликта на приграничной к Чеченской Республике территории не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Истец Цечоев А.Я. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Представитель Государственного учреждения - Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия просил оставить вопрос о разрешении исковых требований Цечоева А.Я. и встречного иска МВД по Республике Ингушетия на усмотрение суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 ноября 2017 г. решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 июля 2017 г. отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Цечоева А.Я. удовлетворены. Признано незаконным решение МВД по Республике Ингушетия о лишении Цечоева А.Я. статуса ветерана боевых действий, на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий, на МВД по Республике Ингушетия, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия и на группу пенсионного отдела ЦФО МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность по возобновлению Цечоеву А.Я. с момента прекращения ежемесячной денежной выплаты в установленном размере как ветерану боевых действий. В удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Цечоеву А.Я. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности возвратить указанное удостоверение в кадровую службу МВД по Республике Ингушетия отказано.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 ноября 2017 г., как незаконного.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2018 г. представителю МВД по Республике Ингушетия восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 26 июня 2018 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 8 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Цечоев А.Я. и представитель ОПФР по Республике Ингушетия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия, явившегося в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Цечоев А.Я. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации - в МВД по Республике Ингушетия.

14 января 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Цечоеву А.Я. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии <...> N <...>, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

22 ноября 2016 г. руководитель ОПФР по Республике Ингушетия был проинформирован письмом председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия о том, что в ходе проведенной комиссией МВД по Республике Ингушетия проверки обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий были выявлены случаи ошибочного оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, то есть без достаточного основания. В письме сообщалось, что в соответствии с решением комиссии МВД по Республике Ингушетия, оформленным протоколом от 16 ноября 2016 г. N 9, необходимо прекратить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий лицам, перечисленным в прилагаемом к письму списке, в котором поименован в том числе Цечоев А.Я.

Письмом председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) от 7 декабря 2016 г. Цечоев А.Я. был уведомлен о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Цечоеву А.Я. без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ОПФР по Республике Ингушетия), ему предписано сдать удостоверение в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия и разъяснено, что в случае представления им в комиссию МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.

Отменяя решение суда первой инстанции и рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (приложение к приказу МВД России от 7 мая 2004 г. N 282), постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пришел к выводу о правомерности выдачи Цечоеву А.Я. удостоверения ветерана боевых действий в 2006 году. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт участия Цечоева А.Я. в боевых действиях на территории Сунженского района Республики Дагестан в 2002 году подтвержден заключением служебной проверки от 6 мая 2005 г., утвержденным исполняющим обязанности министра внутренних дел Республики Ингушетия 17 мая 2005 г., и списком сотрудников, принимавших участие в боевых действиях в сентябре - октябре 2002 г. на территории Республики Ингушетия, среди которых поименован истец Цечоев А.Я. Ввиду того, что участие Цечоева А.Я. в боевых действиях, по мнению суда апелляционной инстанции, подтверждено руководителем МВД по Республике Ингушетия, суд апелляционной инстанции признал незаконным решение комиссии МВД по Республике Ингушетия о лишении истца статуса ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий и отказал в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведенных правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Положением о МВД по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).

Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведенному правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).

В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).

К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено, в частности, рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).

Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.

Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.

Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

Между тем суд апелляционной инстанции положения приведенных нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учел, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об обоснованности выдачи Цечоеву А.Я. удостоверения ветерана боевых действий и незаконности принятия МВД по Республике Ингушетия решения о лишении Цечоева А.Я. статуса ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий, основываясь исключительно на факте подтверждения участия истца в боевых действиях на территории Республики Ингушетия заключением служебной проверки от 6 мая 2005 г.

С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и исходя из заявленных истцом требований, перечня подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержащегося в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения как исковых требований Цечоева А.Я. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты, так и встречных исковых требований МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения боевых действий, об обязании сдать удостоверение являлось установление судом апелляционной инстанции обстоятельств наличия у Цечоева А.Я. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Цечоеву А.Я. этого удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Цечоеву А.Я. удостоверения ветерана боевых действий.

Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Цечоеву А.Я. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом апелляционной инстанции не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении иска Цечоева А.Я. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия является неправомерным.

Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 2 ноября 2017 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Ингушетия.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления