Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 33-АПГ18-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2018 г. N 33-АПГ18-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" о признании не действующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. N 659-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" по апелляционным жалобам комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Ленинградского областного суда от 15 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" Лисиной И.Ю., Пчицкой Т.Ю., представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Рожен Ю.А., представителей публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Целикова Д.В., Шалманова Е.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" (далее - АО "ЛОЭСК", общество) обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. N 659-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" в части необходимой валовой выручки в размере 6 100 000,10 тыс. руб., установленной приложениями 1 и 5 приказа, а также об обязании органа регулирования принять новый нормативный правовой акт.

Решением Ленинградского областного суда от 15 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Также в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой обратилось публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго"), в которой просит решение Ленинградского областного суда от 15 мая 2018 г. изменить. Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. N 659-п признать не действующим в части пунктов 1 и 2 приложения 1 (единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям на 2018 год), пунктов 1.1 и 1.2 таблицы 1 к приложению 1 (размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2018 год), строки "всего" таблицы 1 к приложению 1 (совокупное НВВ всех территориальных сетевых организации, установленное на 2018 год в размере 21 760 490,67 тыс. руб.), строки N 1 приложения 6 к приказу (индивидуальные тарифы для взаиморасчетом АО "ЛОЭСК, и ПАО "Ленэнерго").

Относительно апелляционных жалоб АО "ЛОЭСК" представило возражения.

В судебное заседание представители прокуратуры Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - комитет по тарифам, ЛенРТК) является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. N 274.

Приказом комитета по тарифам от 27 декабря 2017 г. N 659-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Ленинградской области (далее - приказ от 27 декабря 2017 г. N 659-п).

В таблице 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2018 год" приложения 1 к названному приказу для АО "ЛОЭСК" необходимая валовая выручка, без учета потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области указана в размере 6 100 000,10 тыс. руб.

В приложении 5 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к приказу от 27 декабря 2017 г. N 659-п также указано, что необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь для АО "ЛОЭСК" на 2018 год составляет 6 100 000,10 тыс. руб.

По мнению общества, приказ от 27 декабря 2017 г. N 659-п в оспариваемых частях не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике, поскольку при установлении тарифов органом регулирования необоснованно из состава необходимой валовой выручки исключена сумма превышения подконтрольных расходов по итогам деятельности общества за 2016 год над величиной подконтрольных расходов, определенных по фактическим значениям планируемых параметров расчета тарифа в размере 342 722,7 тыс. руб. Кроме того, по мнению общества, орган регулирования в нарушение формулы 7 Методических указаний по перерасчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) исключило из состава необходимой валовой выручки общества на 2018 год корректировку неподконтрольных расходов по итогам 2016 года по страховым взносам в размере 33 548,8 тыс. руб. Также при расчете средневзвешенной цены электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика - ООО "РКС-энерго" на второе полугодие 2018 г. органом регулирования при расчетах необоснованно принят заниженный коэффициент оплаты мощности.

Суд первой инстанции удовлетворил административное исковое заявление общества.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Согласно материалам дела АО "ЛОЭСК" является территориальной сетевой организацией Ленинградской области, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Для целей установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год и долгосрочных параметров регулирования на период 2018 - 2019 годы АО "ЛОЭСК" 26 апреля 2017 г. представило в комитет по тарифам заявление о корректировке установленных тарифов с приложением обосновывающих документов.

На основании пункта 12 Основ ценообразования при установлении тарифов в отношении АО "ЛОЭСК" применялся метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Экспертами ЛенРТК подготовлено экспертное заключение, которым необходимая валовая выручка общества на 2018 год определена в размере 6 100 000,10 тыс. руб., расходы на компенсацию технологического расхода определены в размере 933 954,95 тыс. руб.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год и долгосрочные параметра регулирования деятельности общества на 2018 - 2019 годы определены ЛенРТК в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями N 98-э.

Решение об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "ЛОЭСК" в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования цен (тарифов) принято правлением ЛенРТК на заседании 27 декабря 2017 г. и оформлено протоколом N 50/1.

Оспариваемый приказ опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области (www.tarif.lenobl.ru).

Признавая ошибочными выводы суда первой инстанции относительно необоснованности корректировки подконтрольных расходов общества на 2018 год, произведенной экспертами органа регулирования, Судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основании долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пунктам 7, 8 Методических указаний N 98-э перед началом каждого долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; размер активов, определяемый регулирующими органами; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 11 Методических указаний N 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам (1) и (2), содержащих показатели подконтрольных расходов, учтенных в базовом и i-l году долгосрочного периода регулирования; индекс потребительских цен на i-й год долгосрочного периода регулирования; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, количество условных единиц в i-том и (i-l)-ом году долгосрочного периода регулирования; индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями; величины неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го долгосрочного периода регулирования; результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования; величину расходов i-го года долгосрочного периода регулирования, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных, в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний; понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i.

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, производится с учетом формулы (5), содержащейся в пункте 11 Методических указаний N 98-э.

Согласно формуле (5) корректировка подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2018 год, с учетом изменения значения параметров расчета тарифов и выявления нецелевых расходов общества, учтенных при тарифном регулировании, произведена органом регулирования исходя из следующих данных:

- величины подконтрольных расходов, учтенных при установлении тарифов на 2015 год (1 754 621,06 тыс. руб.), величины подконтрольных расходов, учтенной при установлении тарифов на 2016 год (1 817 920,1 тыс. руб.);

- индекса эффективности подконтрольных расходов, установленный на 2018 год (1,01);

- фактического значения индекса потребительских цен в 2016 году (0,071);

- коэффициента эластичности (0,75);

- фактического количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства общества, сложившегося за 2015 год (86 253,10);

- фактического количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК", сложившегося за 2016 год, скорректированного органом регулирования с учетом Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) и Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24 декабря 2014 г. N 2390-э (далее - Методические указания N 2390-э) (90 200,20);

- планового количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК" на 2017 год, определенного органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год (без учета корректировки, поскольку фактическая величина условных единиц 2017 года будет учитываться при определении необходимой валовой выручки на 2019 год) (91 268,76);

- планового количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства общества на 2018 год, определенного органом регулирования с учетом Методических указаний N 2390-э (94 456,33).

Таким образом, с учетом указанных выше величин расходов, индексов, коэффициентов, количества условных единиц (плановых и фактических), величина корректировки подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" составила 106 338,9 тыс. руб.

Плановая величина подконтрольных расходов на 2018 год, предложенная обществом с учетом расходов на выплату дивидендов и процентов по кредитам в размере, превышающем предусмотренные в тарифе, составила 2 266 981,7 тыс. руб.

В результате корректировки плановая величина подконтрольных расходов установлена ЛенРТК в размере 1 924 259 тыс. руб. (1 817 920,1 тыс. руб. + 106 338,9 тыс. руб. = 1 924 259 тыс. руб.), что на 342 722 7 тыс. руб. меньше предложенной АО "ЛОЭСК".

Судебная коллегия считает, произведенную органом регулирования корректировку подконтрольных расходов общества на 2018 год обоснованной, поскольку нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по установлению регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики, не предусмотрена возможность органов тарифного регулирования учесть в необходимой валовой выручке регулируемых организаций увеличение фактической величины подконтрольных расходов над величиной, определенной при установлении тарифов, сверх величины корректировки подконтрольных расходов, произведенной по формуле (5) пункта 11 Методических указаний N 98-э.

Судебная коллегия также считает необоснованными выводы суда первой инстанции относительно определения величины расходов на оплату страховых взносов при расчете индивидуальных тарифов на передачу электроэнергии на 2018 год.

В соответствии с пунктами 17, 18 Основ ценообразования и пунктом 22.1 Методических указаний N 20-э/2 расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (подконтрольные расходы). Расходы на оплату страховых взносов исчисляются на основе расходов на оплату труда и относятся к неподконтрольным расходам.

Согласно пункту 11 Методических указаний N 98-э корректировка подконтрольных осуществляется исходя из базового уровня подконтрольных расходов в базовом году долгосрочного периода регулирования. При этом в соответствии с пунктом 6 названных Методических указаний, базовый уровень подконтрольных расходов в течение долгосрочного периода регулирования не меняется.

Таким образом, расходы на оплату страховых взносов, исчисляемые на основе расходов на оплату труда подлежат корректировке в целях установления тарифа на 2018 год с учетом фактического уровня подконтрольных расходов понесенных обществом в 2016 году.

Учитывая, что величина подконтрольных расходов общества на 2018 год, определенная органом регулирования с учетом корректировки указанных расходов, произведенной в соответствии с формулой (5) пункта 11 Методических указаний N 98-э, составила 1 924 258,9 тыс. руб., то величина страховых взносов определена ЛенРТК, как доля расходов на оплату страховых взносов в фонд оплаты труда относительно скорректированной величины подконтрольных расходов составила 188 363,75 тыс. руб. (1 924 258,9 x 0,337 x 0,29).

Корректировка неподконтрольных расходов (в части расходов на оплату страховых взносов) обоснованно произведена органом регулирования исходя из фактических значений соответствующего параметра согласно формуле (7) пункта 11 Методических указаний N 98-э.

Применяя указанную формулу, орган регулирования определил величину корректировки неподконтрольных расходов по оплате страховых взносов на 2018 год в размере 34 787 тыс. руб., исходя из разницы между фактическими расходами общества на оплату страховых взносов за 2016 год (223 150,7 тыс. руб.) и определенными органом регулирования плановым значениями (188 363,75 тыс. руб.).

Поскольку предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела являлась только законность определения органом регулирования размера необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, то доводы общества о необоснованном расчете потерь предметом рассмотрения спора не являлись.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 15 мая 2018 г. отменить. В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" отказать.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления