ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 сентября 2018 г. N 1-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 октября 2017 г. N 50-в/1 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" на решение Архангельского областного суда от 20 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В., свидетеля Воронской Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" (далее - ООО "АКВАМИР") обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 октября 2017 г. N 50-в/1 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - постановление от 19 октября 2017 г. N 50-в/1).
В обоснование заявленного требования, административный истец указал, что тарифы, установленные оспариваемым нормативным актом, являются экономически необоснованными и противоречащими требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку при утверждении производственной программы и расчете тарифов из необходимой валовой выручки органом регулирования необоснованно исключены расходы на реагенты, на материалы и малоценные основные средства, на оплату труда цехового персонала, на медосмотр и спецодежду, на капитальный ремонт и прочие административные расходы в заявленных обществом размерах.
Решением Архангельского областного суда от 20 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "АКВАМИР" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы агентством по тарифам и ценам Архангельской области и прокуратурой Архангельской области представлены отзыв и возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ООО "АКВАМИР" и прокуратура Архангельской области в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и возражениях на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, показания свидетеля и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп).
Согласно материалам дела ООО "АКВАМИР" является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
Судом установлено, что 22 сентября 2017 г. ООО "АКВАМИР" обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду с 01 октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
В связи с тем, что обществом не представлены все необходимые документы, дело об установлении тарифов открыто по инициативе органа регулирования.
В качестве метода регулирования тарифов агентство по тарифам Архангельской области выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.
Тарифы на холодное водоснабжение, долгосрочные параметры регулирования на 2017 - 2020 годы, используемые при расчете указанных тарифов, и производственная программа общества установлены на период с 24 октября 2017 г. по 31 декабря 2020 г.
Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования, в том числе операционных расходов, неподконтрольных расходов и расходов на приобретение электрической энергии и топлива.
В соответствии с пунктами 2 и 61 Основ ценообразования, пунктами 45, 88 Методических указаний N 1746-э величина операционных расходов зависит от деятельности регулируемой организации и должна обеспечивать выполнение производственной программы в полном объеме. Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым, включает производственные расходы (за исключение расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования и пунктами 17 - 26 Методических указаний N 1746-э.
Регулирующим органом при проверке проекта производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 (далее - Правила разработки производственных программ), установлено, что названная программа предусматривает следующие ремонтные работы в отношении объектов водоснабжения деревни Рикасиха на период с 01 октября по 31 декабря 2017 г.: устройство узла учета на водозаборе, стоимостью 210 тыс. руб., ограждение водозабора - 612 тыс. руб., разработка проекта охраны для поверхностного источника водоснабжения - 80 тыс. руб., устройство узла учета тепловой энергии на фильтрационной станции - 172 тыс. руб., замена неисправленных насосов на водозаборе - 223,9 тыс. руб.
Поскольку административным истцом в нарушение Правил разработки производственных программ не представлены в орган регулирования результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения с участием незаинтересованных лиц, позволяющие установить техническое состояние таких систем и подтверждающие потребность в проведении запланированных ремонтных работ, а также документы, подтверждающие размер расходов на ремонт, орган регулирования при утверждении производственной программы исключил часть ремонтных работ из перечня, предусмотрев период реализации работ по устройству узла учета на водозаборе, установке двух насосов, ограждению водозабора с 2017 по 2020 годы.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пунктам 40, 51 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются, в том числе расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
При этом при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению агентством по тарифам Архангельской области расходы на текущий ремонт приняты в размере 113,66 тыс. руб. против заявленных обществом 1 071,1 тыс. руб.
При определении размера указанных затрат органом регулирования учитывалась периодичность проведения необходимых работ исходя из срока полезного использования объектов и оборудования, предложений общества, а также на основании мониторинга сложившихся цен в регионе, поскольку документов о проведении закупок и документов, подтверждающих факт оплаты работ обществом не представлено.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 50 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Согласно экспертному заключению общество при установлении тарифов предлагало включение в необходимую валовую выручку расходов на реагенты в размере 412,28 тыс. руб. на период с 01 октября по 31 декабря 2017 г.
Орган регулирования, не соглашаясь с данным предложением, определил размер расходов на закупку реагентов на 2017 год в размере 492,86 тыс. руб. исходя из представленных обществом документов об объеме использованных реагентов: технического отчета и приказа об утверждении норм расхода реагентов.
При расчете размера расходов на реагенты органом регулирования учитывались сведения о цене, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Единая Информационно-Аналитическая Система" Федеральной антимонопольной службы, а также сведения о рыночных ценах на реагенты, используемые аналогичными организациями, осуществляющими регулируемую деятельность по водоснабжению на территории Архангельской области.
Данный подход соответствует пункту 22 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний N 1746-э предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно экспертному заключению при расчете необходимой валовой выручки расходы по оплате труда приняты органом регулирования в размере 343,85 тыс. руб. на период с 24 октября по 31 декабря 2017 г., что в перерасчет на 2017 год составило 1 818,93 тыс. руб., исходя из численности производственного персонала 7,8 единиц, определенной с учетом Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66, и объема поднятой воды (3 200 куб. м/сутки).
Средняя заработная плата производственного персонала принята в размере 19 433,04 руб. и рассчитана с учетом базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, определенной на 2017 год в размере 9 526 руб. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, и средневзвешенного межразрядного коэффициента 1,2 согласно утвержденному штатному расписанию.
Фонд оплаты труда цехового персонала определен специалистами органа регулирования в размере 474,16 тыс. руб. и рассчитан исходя из штатной численности 2,44 единицы.
Расчет численности произведен в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66 и нормами по охране объектов с учетом сменности и разрывности графика работы.
Средняя заработная плата принята в размере 16 194,20 руб. и рассчитана с учетом базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, определенной на 2017 год в размере 9 526 руб. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Исключая из состава расходов затраты по должностям диспетчеров, дворника, уборщика, сторожей и охранников, орган регулирования исходил из отсутствия документального обоснования этих расходов.
Поскольку статья затрат "Отчисления на социальные нужды" является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, то расходы по указанной статье в заявленном обществом размере также являются экономически необоснованными.
Согласно экспертному заключению органом регулирования по статье расходов "Медосмотры" и "Спецодежда" приняты затраты на период с октября по декабрь 2017 года в размере 4,77 тыс. руб., против заявленных обществом 208,57 тыс. руб.
В состав данных затрат предусмотрены расходы на приобретение средств индивидуальной защиты на основании приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 340-н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работника организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".
Корректировка затрат в сторону уменьшения произведена агентством по тарифам в соответствии с названным приказом с учетом результатов мониторинга сложившихся в 2017 году цен в регионе, представленного организацией.
Также основанием для исключения расходов общества в заявленном размере явилось отсутствие документов, подтверждающих проведение закупочных операций, предусмотренных Положением о закупках общества, согласно которому проведение закупок осуществляется методом запроса котировок.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Поскольку ООО "АКВАМИР" осуществляет деятельность первый год долгосрочного периода регулирования, документально подтвержденные расходы, не включенные агентством по тарифам в необходимую валовую выручку общества на 2017 год, могут быть учтены регулирующим органом в последующие годы долгосрочного периода регулирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Архангельского областного суда 20 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВАМИР" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------