ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 сентября 2017 г. N 18-КГ17-139
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худякова Р.Н. к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар Малова А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Худяков Р.Н. обратился в суд к Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на администрацию муниципального образования г. Краснодар обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм.
В обоснование своих требований Худяков Р.Н. указал на то, что родился <...> года и является сиротой. Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. 20 июня 1996 года переведен в Государственное учреждение "Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина". С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков". 28 августа 2004 года направлен на дальнейшее обучение в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в профессиональный государственный лицей N <...>.
В настоящее время Худяков Р.Н является студентом <...> курса <...> (г. Краснодар) по программе обучения "<...>" заочной формы обучения. Согласно информации из ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 года, собственником какого-либо недвижимого имущества Худяков Р.Н. не является.
В 2016 года истец обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставил все необходимые учетные документы. Письмом от 16 мая 2016 года N 22-1370ж Худякову Р.Н. было отказано в принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине истечения двух лет после достижения им возраста 23 лет.
Худяков Р.Н считает данный отказ незаконным, указывая на то, что прибыл из Республики Казахстан в Краснодарский край в 2009 году, однако, ни в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков", ни в органах опеки и попечительства по Краснодарскому краю истцу не разъяснялось о его правах на обеспечение жилой площадью в предусмотренном законом порядке, чем было нарушено его право на получение гарантированной социальной поддержки государства.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года заявленные Худяковым Р.Н. требования удовлетворены. Признан недействительным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 16 мая 2016 года N 22-1370ж в принятии на учет гражданина Худякова Р.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении. Худякову Р.Н. восстановлен срок для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность поставить Худякова Р.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем администрации муниципального образования г. Краснодар Маловым А.А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 8 июня 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации с вынесением определения о приостановлении исполнения решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 24 августа 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Худяков Р.Н. родился <...> года в г. Усть-Каменогорске Республики Казахстан, его мать Худякова О.Б., не состоящая в браке, 14 апреля 1988 года отказалась от ребенка, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 8 - 11).
Решением исполкома Ульбинского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1988 года N 299 Худяков Р.Н. определен в Дом ребенка г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области.
20 июня 1996 года истец был переведен в Государственное учреждение "Неполная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.А. Гагарина" г. Риддера Восточно-Казахстанской области.
С 31 августа 2004 года по 20 июня 2007 года истец находился в Государственном учреждении "Восточно-Казахстанский областной специальный Дом подростков" (л.д. 13 - 14).
В 2009 году Худяков Р.Н. выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации (л.д. 16).
С 1 сентября 2013 года по настоящее время Худяков Р.Н. является студентом <...> курса <...> по программе обучения "<...>" заочной формы обучения, что подтверждается справкой от 21 мая 2016 года N 393 (л.д. 17).
Согласно информации из ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Краснодару по состоянию на 12 мая 2016 г., собственником какого-либо недвижимого имущества истец не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют (л.д. 18).
В 2016 году Худяков Р.Н. обратился в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением, в котором просил предоставить письменный отказ о включении в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты, достигшие возраста 23 лет, для дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Письмом о результатах рассмотрения обращений граждан от 16 мая 2016 года N 22-1370ж истцу разъяснено, что поскольку до достижения возраста 23 лет он в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, то, при наличии к тому оснований, он вправе в установленном порядке обратиться в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о включении в список и необходимыми документами, представив при этом вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, указав на то, что Худяков Р.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав.
С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а кроме того при разрешении спора не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела видно, что Худяков Р.Н. родился и воспитывался в государственных учреждениях Республики Казахстан, в 2009 году выбыл из Республики Казахстан на постоянное местожительство в г. Краснодар Российской Федерации, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Краснодар не обращался.
Кроме того, Худяков Р.Н. приобрел гражданство Российской Федерации лишь в марте 2016 года в возрасте <...> лет, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом гражданства Российской Федерации до достижения 23-летнего возраста, а также его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя заявленные Худяковым Р.Н. требования, суд вышеприведенные обстоятельства применительно к настоящему делу не учел, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда, что является следствием неправильного толкования и применения судом положений действующего законодательства к отношениям сторон.
Указанные обстоятельства были оставлены без внимания и судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2016 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.
------------------------------------------------------------------