ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 июля 2018 г. N 64-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" о признании недействующим Генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 4 июля 2012 г. N 603/38-12-4, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум функциональным зонам, а также о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-134, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум территориальным зонам по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" на решение Сахалинского областного суда от 27 марта 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс" (далее - ООО "Ренессанс") обратилось о признании недействующим Генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 4 июля 2012 г. N 603/38-12-4, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум функциональным зонам, а также о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-134, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум территориальным зонам, с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Сахалинского областного суда от 27 марта 2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Ренессанс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, принятый с нарушением норм материального права.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе администрацией г. Южно-Сахалинска, Городской Думой г. Южно-Сахалинска и прокуратурой Сахалинской области представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Ренессанс", Городской Думы г. Южно-Сахалинска и администрации г. Южно-Сахалинска, прокуратуры Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со статьями 25 и 26 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" (в редакции от 15 мая 2013 г.) городское Собрание (в настоящее время Городская Дума) является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки.
Решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 4 июля 2012 г. N 603/38-12-4 утвержден Генеральный план городского округа "Город Южно-Сахалинск" вместе с картой административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий (Приложение 9), который опубликован 31 июля 2012 г. в газете "Южно-Сахалинск" N 57 (903).
Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-13-4 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Решение опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 12 марта 2013 г. N 14 (960).
Согласно материалам дела ООО "Ренессанс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 на основании соглашения от 25 марта 2015 г. по договору аренды от 25 декабря 2014 г. об уступке прав, сроком с 25 декабря 2014 г. по 24 декабря 2017 г. Ранее предыдущему арендатору Ким А.В. предоставлен указанный земельный участок в 2013 году для размещения производственной базы.
В соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 4 июля 2012 г. N 603/38-12-4 земельный участок с кадастровым номером 65:01:0204001:240 отнесен к двум функциональным зонам: рекреационной и коммунально-складской зоне.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 30 января 2013 г. N 744/44-13-4 земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне озелененных территорий общего пользования "Р-2" и коммунально-складской зоне "П-1".
Факт нахождения земельного участка в двух функциональных и двух территориальных зонах подтверждается фрагментами карт Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Южно-Сахалинск".
ООО "Ренессанс" 28 декабря 2017 г. обратилось в департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Склад со встроенными административными помещениями" на арендованном земельном участке, на которое был получен отказ от 11 января 2018 г., в связи с нахождением земельного участка в соответствии с градостроительным планом в зоне озеленения территорий общего пользования Р-2, регламентом которой, размещение объектов капитального строительства не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 9 сентября 2013 г., то есть после утверждения оспариваемых нормативных актов, в связи с чем на момент их принятия у административного ответчика объективно не имелось возможности учесть границы земельного участка.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводом суда первой инстанции, считает его ошибочным, исходя из следующего.
Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
В силу требований частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статьи 1, статей 34 и 35 Градостроительного кодекса, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Между тем частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Такие же требования установлены частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, Правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Вместе с тем, Генеральным планом городского округа "Город Южно-Сахалинск" земельный участок истца отнесен к двум функциональным зонам: рекреационной и коммунально-складской.
Нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом вызовет несоблюдение требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, то есть земельный участок будет находиться в нескольких территориальных зонах.
Определяя момент, с которого оспариваемый акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня принятия настоящего определения, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Сахалинского областного суда от 27 марта 2018 г. отменить. Административное исковое заявления общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" удовлетворить.
Признать недействующим Генеральный план городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 4 июля 2012 г. N 603/38-12-4, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум функциональным зонам с даты принятия настоящего определения.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденные решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-134, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0204001:240 к двум территориальным зонам с даты принятия настоящего определения.
------------------------------------------------------------------