Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.07.2018 N 60-АПГ18-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2018 г. N 60-АПГ18-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.

при секретаре Сметаниной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 г. N 677 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергоресурс" на 2018 год" (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 декабря 2017 г. N 736) по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на решение Камчатского краевого суда от 26 марта 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - ООО "Энергоресурс", общество) обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 г. N 677 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергоресурс" на 2018 год" (далее - постановление от 30 ноября 2017 г. N 677) (в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 декабря 2017 г. N 736).

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оспариваемое постановление принято с нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. По мнению общества, органом регулирования необоснованно из состава необходимой валовой выручки исключены расходы по статьям затрат "Расходы на оплату труда" и "Компенсация потерь".

Решением Камчатского краевого суда от 26 марта 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергоресурс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.

Относительно жалобы Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края и прокуратура Камчатского края представили возражения.

В судебное заседание представители ООО "Энергоресурс", Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго"), прокуратуры Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 424-П (далее - Положение).

Постановлением Службы по тарифам от 30 ноября 2017 г. N 677 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергоресурс" на 2018 год, которое официально опубликовано в печатном издании "Официальные ведомости" за 07 декабря 2017 г. N 257-259.

Постановлением органа регулирования от 14 декабря 2017 г. N 736, опубликованным в печатном издании "Официальные ведомости" от 20 декабря 2017 г. N 5, в приложение N 2 указанного постановления внесены изменения.

Пунктом 1 постановления от 30 ноября 2017 г. N 677 утверждена необходимая валовая выручка электросетевой организации ООО "Энергоресурс" на 2018 год, которая согласно приложению N 1 определена в размере 10 483 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Пунктом 2 этого постановления утверждены и введены в действие с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Энергоресурс" и ПАО "Камчатскэнерго" с календарной разбивкой согласно приложению N 2.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

В силу пунктов 15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.

Согласно материалам дела 17 октября 2017 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица ООО "Энергоресурс", основным видом деятельности которого является "торговля электроэнергией".

В связи с образованием ООО "Энергоресурс" 23 октября 2017 г. ЗАО "ПСРЗ" и АО "Судоремсервис" уведомило Службу по тарифам о прекращении деятельности по покупке и передаче электроэнергии с 1 января 2018 г.

ООО "Энергоресурс" 23 октября 2017 года обратилось в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию на 2018 год и представило обосновывающие материалы.

Регулирующим органом в качестве метода регулирования выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат), что соответствует пункту 12 Основ ценообразования.

По статье "Расходы на оплату труда" обществом предложено к включению в необходимую валовую выручку расходы в размере 14 386,37 тыс. руб. Согласно экспертному заключению Службы по тарифам расходы по указанной статье снижены до 5 089 тыс. руб.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Поскольку общество не является участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике, его положения при определении расходов на оплату труда применению не подлежат.

Размер расходов на оплату труда на 2018 год рассчитан Службой по тарифам на основе анализа представленных расчетов и обосновывающих материалов ЗАО "ПСРЗ" и АО "Судоремсервис", исходя из рассчитанной численности работников в количестве 9 человек (на уровне утвержденной численности на 2017 год для ЗАО "ПСРЗ" - 1 чел., АО "Судоремсервис" - 8 чел.) и прогнозируемой суммы среднемесячной оплаты труда на 1 работника ООО "Энергоресурс" на 2018 год в размере 47 122 руб., установленной путем вычисления среднего показателя средней месячной заработной платы двух организаций за 2017 год, с применением индекса-дефлятора прогнозного роста потребительских цен Минэкономразвития Российской Федерации 2018 - 2017 - 103,7%.

Поскольку обществом не были представлены документы, расчеты и обоснования, подтверждающие необходимость включения в необходимую валовую выручку расходов на оплату труда в размере 14 386 тыс. руб., то Служба по тарифам обоснованно самостоятельно определила фонд оплаты труда организации с учетом экспертных оценок, основанных на отчетных данных и имеющейся информации согласно пункту 31 Основ ценообразования.

Довод ООО "Энергоресурс" о том, что орган регулирования не запрашивал дополнительные материалы, обоснованно отклонен судом, поскольку не соответствует пункту 19 Правил регулирования цен (тарифов), согласно которому возможность запроса дополнительных материалов является его правом, а не обязанностью, и, следовательно, не является нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Представленные в суд при рассмотрении данного дела дополнительные материалы (штатное расписание, утвержденное 25 декабря 2017 г., сведения о численности и заработной плате работников за январь 2018 года по форме N П-4, трудовые договора на работников, принятых в ООО "Энергоресурс" в 2018 году, в том числе уволенных из ЗАО "ПСРЗ" и АО "Судоремсервис" в связи с переводом в ООО "Энергоресурс", приказы о приеме в 2018 году работников на работу, Положение об оплате труда и Правила внутреннего трудового распорядка ООО "Энергоресурс", утвержденные 9 января 2018 г.), которые не представлялись в орган регулирования и не были предметом исследования экспертов, не свидетельствуют о незаконности решения об установлении тарифов.

Рассматривая доводы административного истца о необоснованном исключении из состава необходимой валовой выручки заявленного обществом размера компенсации потерь, суд первой инстанции признал их необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7 Порядка, при формировании сводного прогнозного баланса в целом по единой энергетической системе России учитываются объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям.

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением N 1 Порядка.

В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФСТ России (в настоящее время ФАС России) сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам.

В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации и минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определены экспертами Службы по формулам, предусмотренным пунктом 40(1) Основ ценообразования.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 7 2014 г. N 674 (далее - приказ от 30 сентября 2014 г. N 674) утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.

На основании представленных обществом данных о величине фактического полезного отпуска электрической энергии в сеть экспертами Службы по тарифам в соответствии с приказом от 30 сентября 2014 г. N 674 рассчитаны нормативные значения потерь электрической энергии в сетях.

В связи с тем, что ООО "Энергоресурс" обратилось в орган регулирования впервые, а имущественный комплекс ООО "Энергоресурс" ранее эксплуатировался ЗАО "ПСРЗ" и АО "Судоремсервис", экспертами Службы по тарифам объем технических потерь на 2018 год принят в объеме - 0,662 млн. кВтч, утвержденном ФАС России на 2018 год для ЗАО "ПСРЗ" в объеме - 0,406 млн. кВтч и АО "Судоремсервис" - 0,256 млн. кВтч.

Примененный органом регулирования порядок расчета величины потерь электрической энергии является обоснованным и не противоречит Основам ценообразования.

Доводы общества о необходимости применения при установлении тарифов на 2018 год при расчете величины потерь приказа Минэнерго России от 26 сентября 2017 г. N 887 являются необоснованными, поскольку тарифы на указанный год установлены постановлением органа регулирования 30 ноября 2017 г., а названный приказ Минэнерго России вступил в силу с 01 апреля 2018 г.

Применение обществом приказа Минэнерго России от 26 сентября 2017 г. N 887 при расчете величины потерь электрической энергии при ее передачи по электрическим сетям территориальных сетевых организаций возможно при установлении тарифов в следующем периоде регулирования.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Камчатского краевого суда от 26 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления