Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2018 N 305-ЭС18-7275 по делу N А40-86684/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2018 г. N 305-ЭС18-7275

Судья Верховного Суда Российской Федерации Золотова Е.Н., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "1-АйТи-С" (Москва, заявитель) на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2017 (с учетом дополнительного решения от 10.10.2017), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.03.2018 по делу N А40-86684/2017

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "1-АйТи-С" (далее - истец, общество) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Москва, далее - ответчик, министерство)

о признании незаконным уведомления об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2017 N 0195100000516000060-0453946-04 (далее - контракт),

о расторжении контракта по соглашению сторон,

о взыскании 189 445 рублей 57 копеек стоимости фактически оказанных услуг по контракту,

о признании незаконным требования министерства о взыскании штрафа по контракту в размере 223 100 рублей 50 копеек,

о возврате 223 100 рублей 50 копеек обеспечения исполнения по контракту (с учетом заявления об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2017 (с учетом дополнительного решения от 10.10.2017), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.03.2018, исковые требования удовлетворены частично: с министерства в пользу общества взыскано 189 445 рублей 57 копеек задолженности, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, распределены судебные расходы.

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, заявитель просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на допущенные судами при рассмотрении указанного дела существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем таких оснований по доводам кассационной жалобы не установлено.

Как следует из обжалуемых судебных актов, 09.01.2017 обществом (исполнитель) и министерством (государственный заказчик) был заключен контракт на оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной системы финансово-хозяйственной деятельности для нужд министерства.

В счет обеспечения исполнения обязательств по контракту общество перечислило государственному заказчику денежные средства в размере 600 000 рублей.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту министерство 11.04.2017 направило в адрес общества претензию, в которой потребовало уплаты штрафа в размере 223 100 рублей 50 копеек, установило срок исполнения обязательств и уведомило о последствиях неисполнения требования: на односторонний отказ от исполнения контракта.

В последующем государственный заказчик принял решение об отказе от исполнения контракта со ссылкой на предоставление исполнителем недостоверной информации о своем соответствии требованиям, установленным документацией о закупке, возвратил исполнителю 376 899 рублей 50 копеек обеспечительного платежа.

Настаивая, что оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта не имелось, штраф начислен государственным заказчиком незаконно, более того, министерство не оплатило фактически оказанные услуги и не возвратило обеспечительный платеж в полном объеме, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Кодекса, в том числе условия контракта, руководствуясь статьями 309, 329, 407, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной инстанции и округа, признал ненадлежащим исполнение обществом обязательств по контракту, в связи с чем пришел к выводу о правомерности отказа государственного заказчика от исполнения контракта, поскольку.

Отказывая в удовлетворении требования о расторжении контракта, суд исходил из того, что односторонний отказ государственного заказчика от исполнения, прекратил действие контракта и, следовательно, расторжение в судебном порядке невозможно.

Суд посчитал, что оказаны и принятые государственным заказчиком услуги подлежат оплате в заявленном истцом размере.

Оснований для признания незаконным требования министерства о взыскании штрафа судом не установлено, так как доказан факт нарушения обществом контрактных обязательств, за которые установлена соответствующая мера ответственности. Суд также пришел к выводу, что государственный заказчик правомерно, на основании пункта 12.5 контракта удержал из обеспечительного платежа сумму штрафа, а оставшиеся денежные средств возвратил исполнителю, в связи с чем не имеется оснований для взыскания 223 100 рублей 50 копеек обеспечительного платежа.

Доводы заявителя о том, что выявленное несоответствие общества требованиям технического задания к контракту - отсутствие у него лицензионного договора с правообладателем программного продукта, не препятствует исполнению контракта, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно опровергнуты, поскольку суд пришел к выводу, что наличие такого договора необходимо для исполнения всего объема обязательств, предусмотренных контрактом.

Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2018 по делу N А40-119266/2017 не может быть принята во внимание, поскольку в указанном судебном акте не установлена неправомерность отказа государственного заказчика от контракта.

Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права, в связи с чем оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "1-АйТи-С" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Е.Н.ЗОЛОТОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления