ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 марта 2018 г. N 307-КГ18-985
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2017, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.11.2017 по делу N А56-5819/2017
Общество с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 3, ОГРН 1107847110161, ИНН 7811461140 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 21.11.2016 N 126178-32 решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка площадью 199 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007113:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 21, лит. А; отмене распоряжения Комитета от 21.11.2016 N 3984-РЗК "Об отмене распоряжения Комитета от 12.08.2016 N 3056-РЗК"; обязании Комитета заключить с Обществом соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007113:13.
К участию в деле привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - Комитет по градостроительству); Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 60/129, лит. А, пом. 1-Н, часть пом. 115, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Управление инвестиций).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и существенное нарушение ими норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что случаи и основания перераспределения земель и (земельных участков),находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса.
Так, перераспределение земель допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта- в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо- собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса).
Из анализа приведенных норм права следует, что законодатель установил возможность следует, что законодатель установил возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2014 N 690 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Б. Смоленским пр., ул. Бабушкина, ул. Ольминовского, ул. Пинегина, в Невском районе.
Утвержденные проекты планировки территории и межевания включают в себя: чертежи планировки и межевания территории, ограниченной Б. Смоленским пр., ул. Бабушкина, ул. Ольминовского, ул. Пинегина, в Невском районе, в том числе границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; планируемые земельные участки имеют условные порядковые номера, указана их площадь; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положение о размещении объектов капитального строительства, характеристик планируемого развитии территории и т.п.
Образование какого-либо иного земельного участка проектом межевания территории не предусмотрено.
Заявитель не согласен с выводами судов о том, что принадлежащий ООО ФПГ "РОССТРО" на праве собственности, не обладает ни одним из недостатков землепользования, такими как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, а также о том, что земельный участок кадастровый номер 78:12:0007113:1373 не индивидуализирован.
Земельный участок с кадастровым номером 78:12:007113:1373 сформирован и поставлен на кадастровый учет 12.09.2016, то есть имеет свои границы и площадь 1754 кв. м.
Кроме того, комитетом было осуществлено предварительное согласование предоставления земельного участка.
Общество полагает, что решение Комитета об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Общество является собственником земельного участка площадью 199 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007113:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 21, лит. А, относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения. Согласно письму Комитета по градостроительству от 24.02.2016 в границах данного земельного участка расположено нежилое здание лаборатории площадью 605,4 кв. м.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2014 N 690 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Большим Смоленским проспектом, улицей Бабушкина, улицей Ольминского, улицей Пинегина, в Невском районе. Согласно утвержденной документации по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007113:13 находится в границах формируемого земельного участка (ФЗУ-14) площадью 0,18 га, предусмотренного для размещения многоэтажного гаража, встроенной трансформаторной подстанции.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 03.06.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1754 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 21, лит. А, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007113:13, для использования в целях размещения многоэтажных и подземных гаражей.
В ответ на данное заявление Комитет письмом от 12.08.2016 сообщил Обществу о согласии заключить соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего Обществу на праве собственности участка; в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков, предложил Обществу представить в Комитет кадастровые паспорта образованного земельного участка.
Одновременно Комитет со ссылкой на статью 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденный проект межевания территории и заявление Общества от 03.06.2016 издал распоряжение от 12.08.2016 N 3056-РЗК об осуществлении в соответствии со схемой границ земельного участка перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка Общества с кадастровым номером 78:12:0007113:13 с установлением разрешенного использования образуемого земельного участка "объекты гаражного назначения".
На основании данного распоряжения по заказу Общества проведены землеустроительные работы по формированию земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания, по результатам которых 12.09.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены имеющие статус временных сведения о земельном участке площадью 1754 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007113:1373 и разрешенным использованием "объекты гаражного назначения". При этом земельный участок Общества площадью 199 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007113:13 полностью входит в границы названного образованного земельного участка.
Письмом от 02.11.2016 N ДР/76/4594 Общество направило в Комитет кадастровый паспорт вновь сформированного земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007113:1373; просило подготовить соглашение о перераспределении земельных участков.
В ответ на данное обращение Комитет письмом от 21.11.2016 N 126178-32 сообщил Обществу об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по причине отсутствия предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации случаев, об отзыве ранее направленного согласия от 12.08.2016 N 88517-32 на заключение соглашения о перераспределении земель и об отмене распоряжения Комитета от 12.08.2016 N 3056-РЗК распоряжением от 21.11.2016 N 3984-РЗК.
Общество, полагая, что в данном случае имелись предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для перераспределения земель и земельных участков, в связи с чем являются незаконными отказ Комитета в заключении соглашения о перераспределении земель, отзыв согласия на заключение такого соглашения и отмена ранее изданного распоряжения о перераспределении земель, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков. Согласно пункту 3 статьи 11.7 Кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены пунктом 1 статьи 39.28 того же Кодекса. Согласно подпункту 2 пункта 1 данной статьи к таким случаям относится перераспределение названных земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Статьей 39.29 Кодекса установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а пунктом 9 данной статьи - основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. К таким основаниям, в частности, относится подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, пришли к обоснованным выводам о том, что в данном случае отсутствуют установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации условия, при которых допустимо перераспределение земель и земельных участков, влекущее увеличение более чем в 8 раз площади находящегося в собственности Общества земельного участка и изменение его целевого назначения; нахождение принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007113:13 в границах предполагаемого к формированию земельного участка (ФЗУ-14) не свидетельствует о наличии такого недостатка землепользования, как вкрапливание участка заявителя, поскольку участок, в который, как считает Общество, вкрапливается его участок, не индивидуализирован надлежащим образом, а вновь образованный в соответствии с проектом межевания территории земельный участок площадью 1754 кв. м с кадастровым номером 78:12:0007113:1373 не имеет вкраплений.
Кроме того, по смыслу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образуемые, в том числе и в результате перераспределения, земельные участки имеют те же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки. Пунктом 4 статьи 11.9 названного Кодекса установлен запрет на образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости.
В данном случае принадлежащий Обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007113:13 занят объектом недвижимости - зданием лаборатории - в соответствии с его разрешенным использованием "для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения", в то время как вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 78:12:0007113:1373 имеет разрешенное использование "объекты гаражного назначения" и испрашивался Обществом для размещения многоэтажных и подземных гаражей, а не для эксплуатации находящегося на нем здания лаборатории. Доказательств невозможности или затруднительности использования Обществом земельного участка с кадастровым номером 78:12:0007113:13 в соответствии с его разрешенным использованием для эксплуатации расположенного на нем здания в деле не имеется.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------