ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2017 г. N 305-КГ17-12266
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Научно-производственный центр "Эльфа" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2017 по делу N А40-107565/2015,
закрытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Эльфа" (далее - ЗАО "НПЦ "Эльфа", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в предоставлении государственной услуги по запросу от 24.02.2015 N 33-5-4712/15-(0)-0 и обязании предоставить государственную услугу "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции при новом рассмотрении дела не дал надлежащей оценки тому факту, что нормативно-правовой акт N 819 ПП в части пункта 414 Приложения N 2 считается фактически недействующим, а также не дал надлежащей оценки отсутствия причинно-следственной связи между предоставлением имущественных прав на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0030003:3226 и расположением площадей здания в ГКН и ЕГРП, так как границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0030003:133 и 77:04:0030003:3226, примыкающие к фасадам здания, формально определены и не менялись.
Заявитель жалобы также отмечает, что мотивировочная часть судебных актов не соответствует предмету заявленных требований.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как установлено судами, в ответ на обращение ЗАО "НПЦ Эльфа" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003003:3226, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 14, стр. 2, 3, департамент отказал в предоставлении услуги, указав, что согласно выписке из ЕГРП от 02.03.2015 N 77/019/041/2015-4222 площадь здания, по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 14, стр. 2 составляет 2 960,8 кв. м, однако, согласно кадастровому паспорту здания от 06.03.2015 N 77/501/15-244394 и сведениям государственного кадастра недвижимости площадь здания составляет 2 938,9 кв. м.
Полагая отказ незаконным, Общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 01.01.2020 решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является, включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 10 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Как установлено судами, ЗАО "НПЦ "Эльфа" на праве собственности принадлежит здание площадью 2 960,8 кв. м расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003003:3226, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 14, стр. 2.
Строение 2 было включено в "Перечень объектов недвижимого имущества созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП; имеется несоответствие площади здания - строения 2 в ЕГРП и в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Как указывает Общество, еще до обращения в департамент с запросом о предоставлении государственной услуги оно устранило причину, повлекшую внесение строения 2 в Приложение 2 постановления N 819-ПП. Обществом была демонтирована часть пристройки к строению 2, являющейся его неотъемлемой частью, площадью 11 кв. м, выходящая за границу земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003003:3226. Выездная проверка Госинспекции по недвижимости подтвердила факт демонтажа пристройки.
Департамент в оспариваемом отказе предложил ЗАО "НПЦ "Эльфа" привести в соответствие документ, подтверждающий наличие зарегистрированных прав на здание по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 14, стр. 2, с данными содержащимися в ГКН по объекту недвижимого имущества. После внесения изменений в данные Единого государственного реестра прав на здание, по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 14, стр. 2, повторно обратиться в ДГИ г. Москвы за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений", в порядке и на основании документов, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Однако, считая разницу в площади здания незначительной, ЗАО "НПЦ "Эльфа" с заявлением о внесении изменений в данные ЕГРП не обращалось.
При указанных обстоятельствах суды правомерно признали отказ Департамента соответствующим закону и не нарушающим права и интересы заявителя.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать в передаче кассационной жалобы акционерного общества "Научно-производственный центр "Эльфа" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------