ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3663
Резолютивная часть определения объявлена 12 июля 2018 г.
Определение изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,
судей Корнелюк Е.С. и Разумова И.В. -
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания 11" (пос. Солнечнодольск Ставропольского края, далее - управляющая компания)
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017 (судья Кузмина М.Н.), постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 (судья Сомов Е.Г.) по делу N А63-15697/2017
по иску публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (пос. Солнечнодольск Ставропольского края, далее - общество) к управляющей компании о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Котон Макс".
В заседании приняли участие представители общества - Денисевич Г.Н., Кучуков Р.Ф.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 06.06.2018 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей истца, судебная коллегия
как следует из судебных актов и материалов дела, управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома N 1 А по улице Молодежной поселка Солнечнодольска. Для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению управляющая компания в 2017 году покупала у общества (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые по открытой системе теплоснабжения. Правоотношения сторон урегулированы договором от 30.12.2016.
Узел учета энергоресурсов в многоквартирном доме позволял определить как объем поставленного теплоносителя (горячей воды), так и количество тепловой энергии в нем.
Для расчетов за горячую воду обществу установлен двухкомпонентный тариф.
В процессе исполнения договора между сторонами возникли разногласия по поводу определения объема тепловой энергии, поставленной в мае и июне 2017 года в горячей воде, использованной для коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Общество, рассчитав указанный объем по показаниям общедомового прибора учета, указало управляющей компании на задолженность в размере 151 834,36 руб.
Управляющая компания определила объем того же ресурса как произведение объема потребленной горячей воды, зафиксированного общедомовым прибором учета, и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При таком способе задолженность составила 25 760,76 руб.
Методика расчета управляющей компании основана на пункте 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные разногласия явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с управляющей компании задолженности в размере 151 834,36 руб. за период май - июнь 2017 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017, оставленным в силе апелляционным судом, иск удовлетворен исходя из того, что в расчет приняты показания общедомового прибора учета тепловой энергии. Стоимость коммунального ресурса определена по двухкомпонентному тарифу как сумма произведений количества воды и компонента, определяющего цену воды, а также объема тепловой энергии и компонента, определяющего цену тепловой энергии.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 314, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпунктом "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управляющая компания просила судебные акты по делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы заявителя сводились к тому, что при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должно производиться исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Показания общедомового прибора учета в этой части в расчет не принимаются.
Позиция заявителя основана на правовых нормах, устанавливающих для исполнителя коммунальных услуг размер обязательств равный совокупному размеру обязательств обслуживаемых им лиц (собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах), на пункте 26 приложения 2 к Правилам N 354.
В судебном заседании представители общества настаивали на правильности обжалованных судебных актов и просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Управляющая компания просила рассмотреть дело без ее участия.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы и материалов дела судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 ГК РФ следует, что абонент обязан оплатить принятую им через присоединенную сеть воду. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
К аналогичным выводам пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2014. Данный пример размещен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При установленной судами схеме горячего водоснабжения, когда коммунальный ресурс, поставляемый ресурсоснабжающей организацией, непосредственно доходит до конечного потребителя и используется им как коммунальная услуга по горячему водоснабжению, наименование в договоре указанного коммунального ресурса как теплоноситель не меняет сути поставленного ресурса как горячей воды и не влияет на способ расчета за этот ресурс.
В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ответчика в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ обжалованные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки обоснованности исходных данных, использованных в расчете управляющей компании.
Руководствуясь статьями 291.11 - 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А63-15697/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
С.В.САМУЙЛОВ
Е.С.КОРНЕЛЮК
И.В.РАЗУМОВ
------------------------------------------------------------------