ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 июня 2018 г. N 5-КГ18-48
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2018 г. гражданское дело по иску Гусаковой Юлии Андреевны к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным отказа в приеме на службу, об обязании принять на службу, предоставить отпуск по беременности и родам, выплатить единовременное пособие и ежемесячные пособия по уходу за ребенком
по кассационной жалобе Гусаковой Ю.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 3 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Гусаковой Ю.А. и ее представителя Шаронова Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Курсаева А.В. и Метелевой Н.Н., представителя ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Кутакова Р.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей доводы кассационной жалобы обоснованными, судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Гусакова Юлия Андреевна (до заключения брака 30 августа 2014 г. - Елемешина Ю.А.) 19 сентября 2016 г. обратилась в суд с иском (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ) к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о признании незаконным отказа МВД России в приеме на службу в порядке перевода из Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, об обязании МВД России: принять ее на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, предоставить оплачиваемый отпуск по беременности и родам с 8 сентября 2016 г. по 25 января 2017 г., выплатить пособие, единовременное пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за периоды начиная с 1 июня 2016 г.
В обоснование исковых требований Гусакова Ю.А. ссылалась на то, что она с 1 октября 2007 г. по 31 мая 2016 г. являлась сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - ФСКН России), с 21 августа 2009 г. занимала должность ведущего эксперта отдела фоноскопических экспертиз экспертно-криминалистического управления Департамента специального и криминалистического обеспечения, имела специальное звание майора полиции.
Гусакова Ю.А. с 15 октября 2015 г. по 5 августа 2018 г. находится в отпуске по уходу за ребенком (Гусакова П.В., <...> года рождения) до достижения им возраста трех лет.
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) Гусаковой Ю.А. 12 мая 2016 г. был подан рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о принятии ее на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
Приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 241-лс Гусакова Ю.А. была уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
5 июля 2016 г. Гусакова Ю.А. подала рапорт на имя председателя ликвидационной комиссии ФСКН России с просьбой сообщить о результатах рассмотрения ее рапорта о переводе в органы внутренних дел.
13 июля 2016 г. Гусакова Ю.А. обратилась с повторным рапортом на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о приеме на службу в органы внутренних дел.
18 августа 2016 г. в приемной МВД России уполномоченным лицом Гусакова Ю.А. была проинформирована о том, что ее рапорт о переводе в органы внутренних дел получен, необходимые проверочные мероприятия в отношении ее проведены, компрометирующей информации не установлено и оснований, препятствующих ее переводу в МВД России, не имеется. Гусаковой Ю.А. также рекомендовано самостоятельно обратиться в территориальные подразделения МВД России для возможного трудоустройства на вакантные должности.
8 сентября 2016 г. Гусаковой Ю.А. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка при незавершенном отпуске по уходу за первым ребенком - Гусаковой П.
13 сентября 2016 г. в письме начальника Экспертно-криминалистического центра МВД России на имя председателя ликвидационной комиссии ФСКН России сообщено о том, что в отношении Гусаковой Ю.А. принято решение об отказе в прохождении ею службы в Экспертно-криминалистическом центре МВД России.
Не согласившись с отказом в приеме на службу в органы внутренних дел, Гусакова Ю.А. неоднократно обращалась к должностным лицам МВД России по вопросу дальнейшего прохождения ею службы в органах внутренних дел, а также в другие органы государственной власти Российской Федерации, однако каких-либо действий по решению вопроса о ее трудоустройстве предпринято не было.
Письмом Департамента государственной службы и кадров МВД России от 5 декабря 2016 г. Гусакова Ю.А. поставлена в известность о том, что поскольку она лично не обращалась с заявлением о поступлении на службу в органы внутренних дел в соответствующее подразделение органов внутренних дел и никаких документов для этого не представляла, то не имеется правовых оснований для заключения с ней контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.
Гусакова Ю.А. считала, что ей незаконно отказано в приеме на службу в органы внутренних в порядке перевода из упраздненной ФСКН России. В отношении ее ответчиком допущено нарушение положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, предусматривающих упрощенный порядок приема на службу в органы внутренних дел сотрудников органов наркоконтроля, и не учтены методические рекомендации МВД России "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", утвержденные Департаментом государственной службы и кадров МВД России 16 мая 2016 г. N 25/3218, что привело к необоснованному лишению Гусаковой Ю.А. трудовых и социальных гарантий, предусмотренных законом при ликвидации государственного органа, а также выплат по беременности и родам.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ликвидационная комиссия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Представитель ответчика МВД России в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований Гусаковой Ю.А., представитель ликвидационной комиссии ФСКН России в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 3 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований Гусаковой Ю.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Гусаковой Ю.А. ставится вопрос об отмене решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 3 марта 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 7 февраля 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 3 мая 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 октября 2007 г. Гусакова Юлия Андреевна (до вступления в брак 30 августа 2014 г. - Елемешина Ю.А.) была принята на службу в ФСКН России, с 1 октября 2012 г. занимала должность ведущего эксперта 7 отдела экспертно-криминалистического управления Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России, о чем с Гусаковой Ю.А. 11 сентября 2012 г. был заключен контракт о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ до достижения ею предельного возраста пребывания на службе, имела звание майора полиции.
В соответствии с приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 11 ноября 2015 г. N 607-лс Гусаковой Ю.А. с 15 октября 2015 г. по 5 августа 2018 г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (Гусакова П.В., <...> года рождения) до достижения им возраста трех лет.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
12 мая 2016 г. Гусаковой Ю.А. подан рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о принятии ее на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 на равнозначную или вышестоящую должность.
Приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 241-лс с учетом изменений, внесенных приказом от 8 июля 2016 г. N 27-лс, майор полиции Гусакова Ю.А., ведущий эксперт, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
5 июля 2016 г. Гусакова Ю.А. подала рапорт на имя председателя ликвидационной комиссии ФСКН России о том, что с июня 2016 г. не получает денежные выплаты, положенные сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем просила в том числе предоставить информацию о принятых мерах по обеспечению ей гарантий и компенсаций в соответствии с подпунктом "е" пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая *** N 1026-р и сообщить о результатах рассмотрения ее рапорта о переводе в органы внутренних дел.
13 июля 2016 г. Гусаковой Ю.А. повторно подан рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о переводе ее на службу в МВД России с указанием на то, что она находится в отпуске по уходу за ребенком - Гусаковой П.В., а с 19 апреля 2016 г. состоит на учете по беременности в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская клиническая больница им. С.С. Юдина".
27 июля 2016 г. Гусаковой Ю.А. уполномоченным лицом Экспертно-криминалистического центра МВД России на собеседовании была предложена должность эксперта отделения лингвистических и автороведческих экспертиз управления инженерно-технических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России на период отпуска по уходу за ребенком майора полиции Логиновой С.Н., замещающей эту должность. От занятия данной должности Гусакова Ю.А. отказалась.
Согласно материалам дела другие должности Гусаковой Ю.А. кадровой службой МВД России для трудоустройства в органы внутренних дел не предлагались.
В дальнейшем Гусакова Ю.А. неоднократно обращалась с рапортами на имя Министра внутренних дел Российской Федерации (9, 17 августа и 14 сентября 2016 г.) с просьбой перевести ее на службу в органы внутренних дел в первоочередном порядке в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156.
8 сентября 2016 г. государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница им С.С. Юдина" Гусаковой Ю.А. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка.
Письмом начальника федерального государственного казенного учреждения Экспертно-криминалистический центр МВД России (далее - Экспертно-криминалистический центр МВД России) от 13 сентября 2016 г. председателю ликвидационной комиссии ФСКН России сообщено о том, что в отношении Гусаковой Ю.А. принято решение об отказе в прохождении службы в Экспертно-криминалистическом центре МВД России.
<...> г. у Гусаковой Ю.А. родился второй ребенок - Гусакова М.В., о чем 13 ноября 2016 г. органом ЗАГС г. Москвы N 41 Многофункциональный центр предоставления государственных услуг районов Нагорный и Нагатино-Садовники выдано свидетельство о рождении.
Письмом начальника управления организации прохождения службы Департамента государственной службы и кадров МВД России от 5 декабря 2016 г. Гусакова Ю.А. поставлена в известность о том, что поскольку она лично не обращалась с заявлением о поступлении на службу в органы внутренних дел в соответствующее подразделение органов внутренних дел и никаких документов для этого не представляла, то не имеется правовых оснований для заключения с ней контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.
Не согласившись с отказом в приеме на службу в органы внутренних дел, Гусакова Ю.А. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.
Разрешая спор и отказывая Гусаковой Ю.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа МВД России в приеме ее на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН России, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и на разъяснения пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что Гусаковой Ю.А. предлагалась должность эксперта отделения лингвистических и автороведческих экспертиз управления инженерно-технических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России, от занятия которой она отказалась, в связи с чем пришел к выводу о том, что со стороны МВД России в отношении Гусаковой Ю.А. были выполнены обязанности по предложению ей вакантной должности в органах внутренних дел, права, свободы и законные интересы Гусаковой Ю.А. не нарушены.
Суд также указал, что поскольку Гусакова Ю.А. в другие подразделения органов внутренних дел с рапортом о приеме на службу не обращалась, то у ответчика МВД России не имелось оснований для рассмотрения ее кандидатуры для трудоустройства в органы внутренних дел и принятия в отношении ее решения в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции полагал, что оснований для удовлетворения иных требований Гусаковой Ю.А. об обязании предоставить отпуск по беременности и родам, выплатить единовременное пособие и ежемесячные пособия по уходу за ребенком не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив довод апелляционной жалобы Гусаковой Ю.А. о том, что предложенную ей МВД России должность нельзя считать вакантной, поскольку ее замещает основной работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком. По мнению суда апелляционной инстанции, действующее законодательство, регулирующее вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, не содержит запрета на предложение для трудоустройства должностей, замещаемых другими работниками, на период их отсутствия. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что у МВД России нет обязанности при приеме истца на службу предлагать ей на выбор все имеющиеся вакантные должности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается (подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного Указа, до 1 июня 2016 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределенный срок.
С сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 ноября 2017 г. N 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 31-П).
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощенный порядок приема сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны были быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 г., их прием на службу в органы внутренних дел должен был производится в течение трех месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трехмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствует их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.
Кроме того, приведенное правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт на прохождение службы в органах внутренних дел на неопределенный срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключен.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел при наличии следующих обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14 этого закона: признание недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (пункт 1); осуждение за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличия судимости, в том числе снятой или погашенной (пункт 2), отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений (пункт 4); несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 5); близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (пункт 6); выход из гражданства Российской Федерации (пункт 7); приобретение или наличия гражданства (подданства) иностранного государства (пункт 8); представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел (пункт 9).
Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел также в случаях, если он: имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства; является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом; не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел названным федеральным законом и другими федеральными законами.
Контракт с гражданином о прохождении службы в органах внутренних дел может заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт на определенный срок (срочный контракт) заключается с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с этим законом или другими федеральными законами сохраняется должность в органах внутренних дел, - на период отсутствия сотрудника.
В частях 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ содержится указание на то, что вакантной должностью в органах внутренних дел является должность, не замещаемая другим сотрудником органов внутренних дел; невакантной должностью - должность, замещаемая другим сотрудником органов внутренних дел.
Из изложенного следует, что должность временно отсутствующего сотрудника органов внутренних дел является невакантной и на замещение этой должности с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел заключается срочный контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
Таким образом, если сотрудник упраздненной ФСКН России, изъявивший желание поступить на службу в органы внутренних дел и подавший рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, в отношении которого не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с этим сотрудником в органах наркоконтроля был заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, то данный сотрудник имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок. В случае нежелания такого сотрудника замещать должность временно отсутствующего сотрудника органов внутренних дел кадровым подразделением МВД России или аналогичными подразделениями территориальных органов министерства ему должны быть предложены вакантные должности в органах внутренних дел, соответствующие уровню его образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам. Отказ сотрудника упраздненной ФСКН от предложенной ему должности на период отсутствия сотрудника органов внутренних дел, замещающего эту должность (то есть невакантной), не может служить основанием для непринятия его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упраздненной ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.
Однако приведенные нормативные положения судом первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, Гусакова Ю.А. в связи с упразднением ФСКН России выразила желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав 12 мая 2016 г. рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о принятии ее на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 на равнозначную или вышестоящую должность. Материалы дела не содержат данных о том, что в отношении Гусаковой Ю.А. были выявлены предусмотренные законом обстоятельства, исключающие возможность ее поступления на службу в органы внутренних дел.
Ввиду того, что ранее между Гусаковой Ю.А. и ФСКН России 11 сентября 2012 г. был заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения ею предельного возраста пребывания на службе, впоследствии она уволена из органов наркоконтроля в связи с переводом на службу в органы внутренних дел в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и на собеседовании 27 июля 2016 г. уполномоченным сотрудником органов внутренних дел ей предложена невакантная должность эксперта отделения лингвистических и автороведческих экспертиз управления инженерно-технических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России, замещаемая другим сотрудником органов внутренних дел (Логиновой С.Н.), находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на замещение которой Гусакова Ю.А. не выразила желания, вывод суда первой инстанции о том, что со стороны МВД России выполнена обязанность по предложению Гусаковой Ю.А. вакантной должности в органах внутренних дел, является незаконным, так как сделан без учета приведенных выше нормативных положений, в том числе части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ.
Что касается довода суда первой инстанции об отсутствии в Экспертно-криминалистическом центре МВД России других вакантных должностей, отвечающих квалификации Гусаковой Ю.А., то он опровергается материалами дела, в которых содержится список вакантных должностей Экспертно-криминалистического центра МВД России по состоянию на 27 июля 2016 г. (л.д. 108). Доказательств того, что Гусаковой Ю.А. уполномоченным лицом органов внутренних дел предлагались какие-либо должности из этого списка, материалы дела не содержат.
Указание суда первой инстанции на то, что Гусакова Ю.А. в другие подразделения органов внутренних дел не обращалась, поэтому у ответчика МВД России отсутствовали основания для рассмотрения ее кандидатуры для трудоустройства в органы внутренних дел, необоснованно, поскольку сотрудником органов наркоконтроля Гусаковой Ю.А. в связи с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (поданы рапорты о принятии на службу в органы внутренних дел), однако уполномоченными лицами МВД России либо его территориальных подразделений мероприятия, которые обеспечили бы переход Гусаковой Ю.А. на службу в органы внутренних дел, не выполнены, в то время как необходимость выполнения таких мероприятий следует из изложенных выше нормативных правовых актов, а также предусмотрена ведомственным актом МВД России - методическими рекомендациями МВД России "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", утвержденными Департаментом государственной службы и кадров МВД России 16 мая 2016 г. N 25/3218.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований Гусаковой Ю.А. на разъяснения, содержащиеся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", согласно которым работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, свидетельствует об ошибочном толковании этих разъяснений. Данное право работодателя (представителя нанимателя) может быть реализовано им только в рамках правового регулирования трудовых (служебных) отношений и не может быть использовано произвольно.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права не были устранены судом апелляционной инстанции.
В связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций неправильно определили и установили юридически значимые обстоятельства для разрешения исковых требований Гусаковой Ю.А. о признании незаконным отказа МВД России в приеме на службу в порядке перевода из ФСКН России, об обязании МВД России принять ее на службу в органы внутренних дел в порядке перевода и других исковых требований, вследствие чего выводы судебных инстанций о том, что ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы Гусаковой Ю.А., выполнены обязанности по предложению ей вакантной должности в органах внутренних дел, и что у МВД России отсутствуют основания для трудоустройства Гусаковой Ю.А. в органы внутренних дел, неправомерны.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает заслуживающим внимания довод кассационной жалобы о том, что суждение суда апелляционной инстанции о необязательности участия прокурора в суде при рассмотрении настоящего дела не соответствует положениям части 3 статьи 45 ГПК РФ, так как по настоящему делу фактически решается вопрос о восстановлении на работе (службе) сотрудника, уволенного из органов наркоконтроля в связи с переводом на службу в органы внутренних дел, когда такой перевод не состоялся.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Гусаковой Ю.А., что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Гусаковой Ю.А. в соответствии с нормами закона, толкование которых дается в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, при соблюдении требований процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 3 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
------------------------------------------------------------------