Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 56-АПГ17-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2017 г. N 56-АПГ17-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 14 сентября 2016 г. N 42/1 "Об утверждении цен на твердое топливо (топливные брикеты), реализуемые АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" гражданам, управляющим организациям, товариществам собственникам жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным на территории Чугуевского муниципального района Приморского края", по апелляционной жалобе Департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 26 января 2017 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения генерального директора открытого акционерного общества "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" Кульченко О.Ю., представителя данной организации - Кульченко Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" (далее - АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания", общество) обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 14 сентября 2016 г. N 42/1 "Об утверждении цен на твердое топливо (топливные брикеты), реализуемые АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" гражданам, управляющим организациям, товариществам собственникам жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным на территории Чугуевского муниципального района Приморского края" (далее - постановление от 14 сентября 2016 г. N 42/1).

Решением Приморского краевого суда от 26 января 2017 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент по тарифам Приморского края обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" и прокуратура Архангельской области представили возражения.

В судебное заседание представители Департамента по тарифам Приморского края и прокуратуры Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвовавших в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 14 сентября 2016 г. N 42/1 установлена цена на твердое топливо (топливные брикеты), реализуемое АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания", гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Чугуевского муниципального района Приморского края на период с 01 октября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 5 346,41 руб. за тонну с учетом налога на добавленную стоимость.

Постановлением регулирующего органа от 08 декабря 2016 г. N 65/14 в оспариваемое постановление внесено изменение, согласно которому действие постановления распространяется на территорию всего Приморского края (пункт 1.1). Кроме того, пунктом 1.2 постановления N 65/14 предусмотрено, что установленная цена на топливные брикеты не включает затраты на доставку до потребителя.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым постановлением установлена цена на твердое топливо (топливные брикеты) не в отношении этого вида продукции, а в отношении конкретного предприятия - АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания", осуществляющего деятельность по его реализации, что не отвечает принципу государственного регулирования цен (тарифов). Также, соглашаясь с доводами административного истца, суд сделал вывод, что оспариваемое постановление противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Во исполнение названного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В указанный перечень включены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Согласно пункту 5 указанного постановления к полномочиям органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, входящие в Перечень, утвержденный этим постановлением.

Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Департамент по тарифам Приморского края (далее - Департамент по тарифам) на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06 августа 2007 N 214-па.

Пунктом 9.3.1 названного Положения установлено, что Департамент по тарифам принимает решение об утверждении цен и тарифов на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга является деятельностью органа власти соответствующего уровня по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей. Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Приказом Департамента по тарифам от 23 января 2012 г. N 4 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по установлению цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье (далее - Административный регламент).

Административным регламентом определены способы и методы государственного регулирования цены на твердое топливо, порядок открытия дела об установлении тарифов и проведения экспертизы, в процессе которой, в том числе оценивается достоверность данных, приведенных в предложении об установлении цен на топливо, финансовое состояние хозяйствующего субъекта, проводится анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

Согласно материалам тарифного дела, 05 июля 2016 г. АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении цен (тарифов) на твердое топливо с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 9.1 Административного регламента.

Экспертной группой Департамента по тарифам проведена экспертиза предоставленных обществом материалов на предмет экономической обоснованности и целесообразности затрат, по результатам чего 05 сентября 2016 г. составлено экспертное заключение.

Согласно расчету на топливные брикеты, реализуемые населению АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" органом регулирования, как экономически обоснованные, приняты следующие виды затрат: "Затраты по реализации", в том числе транспортные расходы - 159,50 тыс. руб.; по статье "Цеховые расходы", в том числе расходы на электрическую энергию - 3 016,02 тыс. руб., расходы на материалы - 2 389,95 тыс. руб.; по статье "Фонд оплаты труда" - 1 185,00 тыс. руб. Цена за 1 тонну топлива определена органом регулирования в размере 5 346,41 руб.

Общество не заявляло возражений относительно состава затрат ни при установлении тарифа, ни при подаче административного искового заявления в суд.

Принимая решение, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства, пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление не противоречит статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку цена, утвержденная данным нормативным правовым актом, установлена на основании заявления общества с учетом предоставленных им документов, в силу положений, содержащихся в административном регламенте, и не оспаривалась последним по составу затрат.

Вывод суда первой инстанции о том, что цена на твердое топливо установлена не в отношении этого вида продукции, а в отношении конкретного производителя является ошибочным.

В соответствии с пунктом 14.2 раздела III "Административные процедуры" Административного регламента цены (тарифы) на топливо, устанавливаются Департаментом по тарифам по муниципальным образованиям Приморского края. Орган регулирования согласовывает перечень заявителей, оказывающих услуги на топливо, с органами местного самоуправления.

Объем услуг на топливо для хозяйствующих субъектов, включенных в перечень, должен составлять не менее 50 процентов от объема услуг на топливо (уголь), оказываемых на территории муниципального образования Приморского края.

Как следует из пояснений Департамента по тарифам и представленных им документов, АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" на территории Приморского края является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим указанный товар. Цена на реализуемые обществом топливные брикеты рассчитывалась исходя из его фактических затрат на реализацию и составила 5 346,41 руб. за 1 тонну топлива.

При принятии решения по делу суд апелляционной инстанции исходит из того, что в случае если по итогам регулируемого периода будут выявлены экономически обоснованные расходы, которые не были учтены в этом периоде, то они подлежат включению в следующем периоде регулирования.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 26 января 2017 г. отменить, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края удовлетворить.

В удовлетворении заявления акционерного общества "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 14 сентября 2016 г. N 42/1 "Об утверждении цен на твердое топливо (топливные брикеты), реализуемые АО "Чугуевская лесоперерабатывающая компания" гражданам, управляющим организациям, товариществам собственникам жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным на территории Чугуевского муниципального района Приморского края" отказать.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления