ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 апреля 2016 г. N 6-КГ16-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 г. гражданское дело по иску Хаматуллиной О.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год
по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Рязанским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кудряшова И.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 3 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 июня 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Небольсина Н.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, полагавших судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Хаматуллина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В обоснование заявленных требований Хаматуллина О.А. указала, что является инвалидом третьей группы с 29 сентября 2010 г. В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" она имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки для профилактики имеющегося у нее основного заболевания. 21 января 2014 г. Хаматуллина О.А. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением, в котором просила предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в соответствующий профилю заболевания санаторий. В 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение ей предоставлена не была.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Хаматуллиной О.А. в суд с иском, в котором она просила предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 календарный год согласно рекомендованному профилю.
Определением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 26 января 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Представители ответчиков - Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Рязанской области иск не признали.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 3 апреля 2015 г. исковые требования Хаматуллиной О.А. к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворены. На Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Хаматуллину О.А., <...> года рождения, путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год согласно рекомендованному профилю за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении иска к Министерству социальной защиты населения Рязанской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 июня 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Рязанским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кудряшова И.И. ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 3 апреля 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 июня 2015 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы управляющего Государственным учреждением - Рязанским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 21 декабря 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 21 марта 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Хаматуллина О.А., сведений о причинах неявки не представила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Хаматуллина О.А., <...> года рождения, является инвалидом третьей группы по общему заболеванию с 29 сентября 2010 г. бессрочно.
21 января 2014 г. Хаматуллина О.А. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Нуждаемость Хаматуллиной О.А. в санаторно-курортном лечении подтверждается медицинскими справками по форме 070/у-04 от 14 января 2014 г., от 5 декабря 2014 г., выданными Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Городская поликлиника N <...>".
До настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год Хаматуллина О.А. не обеспечена. С 1 января 2015 г. полномочия по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение реализует ГУ - Рязанское региональное отделение ФСС РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, и пришел к выводу о том, что Хаматуллина О.А. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, ее нуждаемость в санаторно-курортном лечении установлена, однако обеспечена путевкой в 2014 г. истец не была, в связи с чем заявленные ею исковые требования к ГУ - Рязанскому региональному отделению ФСС РФ подлежат удовлетворению.
Поскольку Хаматуллина О.А. не реализовала свое право на получение санаторно-курортной путевки в 2014 г., ей не может быть отказано в предоставлении данной государственной социальной помощи, так как Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Учитывая, что с 1 января 2015 г. полномочия по обеспечению инвалидов санаторно-курортными путевками реализует ГУ - Рязанское региональное отделение ФСС РФ, суд пришел к выводу о том, что обязательства Российской Федерации в виде обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение должны исполняться ГУ - Рязанским региональным отделением ФСС РФ независимо от того, в какой период данные обязательства возникли.
Кроме того суд указал, что неисполнение государством своих обязанностей вследствие недостаточного финансирования не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение гарантированным законом санаторно-курортным лечением за 2014 год.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права Хаматуллиной О.А. на получение путевки на санаторно-курортное лечение и об обязании по этой причине регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление Министерством социальной защиты населения Рязанской области Хаматуллиной О.А. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 г. следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Хаматуллиной О.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Рязанской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Хаматуллиной О.А. по данному вопросу.
Из материалов дела следует, что заявление Хаматуллиной О.А. о предоставлении санаторно-курортной путевки было зарегистрировано Министерством социальной защиты населения Рязанской области, с 1 января 2015 г. состоялась передача части полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации. Личное дело Хаматуллиной О.А. передано в указанное учреждение, где в установленном законом порядке она была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности под регистрационным номером 1617 (на 15 января 2015 года).
Таким образом, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг заявления лиц, имеющих право на предоставление путевок для санаторно-курортного лечения, удовлетворяются региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом даты их подачи, то есть исходя из последовательности, определяемой датой регистрации таких заявлений.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить Хаматуллиной О.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления в части обязания ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ обеспечить Хаматуллину О.А. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 3 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 10 июня 2015 г. в части обязания Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Хаматуллину О.А. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Хаматуллиной О.А. к Государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
------------------------------------------------------------------