ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 ноября 2016 г. N 50-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28 октября 2014 г. N 39 "Об утверждении Генерального плана Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (в редакции решения от 26 апреля 2016 г. N 11) в части, по апелляционной жалобе Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Омского областного суда от 23 июня 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения дела) о признании недействующим решения Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28 октября 2014 г. N 39 "Об утверждении Генерального плана Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (в редакции решения от 26 апреля 2016 г. N 11) в части включения в границы сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Решением Омского областного суда от 23 июня 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и прокуратура Омской области представили возражения.
В судебное заседание представители Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, прокуратуры Омской области, Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Лузинского сельского поселения ОМР Омской области, Главного управления лесного хозяйства Омской области, Омского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", Управления Росреестра по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", ООО Научно-производственный центр "Земельные ресурсы Сибири", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 1 Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Устав), Лузинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения.
Совет Лузинского сельского поселения согласно статье 18 Устава, решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях.
Совет Лузинского сельского поселения по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, уставом сельского поселения, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, в том числе по иным вопросам (статья 20 Устава).
Решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28 октября 2014 г. N 39 "Об утверждении Генерального плана Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" утвержден Генеральный план Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, которое опубликовано в периодическом печатном издании "Омский муниципальный вестник" от 29 октября 2014 г. N 35 (240).
Решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26 апреля 2016 г. N 11 в Генеральный план поселения внесены изменения.
Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании "Омский муниципальный вестник" от 28 апреля 2016 г. N 26 (335).
Административный истец полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы сельского поселения включены лесные участки лесного фонда в отсутствие согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод, что несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что в соответствии с генеральным планом Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в границы поселения включены лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества:
- в границы населенного пункта поселок Пятилетка лесные участки в квартале 27 выделы 31 часть, 32, 34 часть, 43 часть, 44 - 46, 47 часть, 49 частью 57 часть, 58 часть, 59 часть, 71 часть, 74 часть, 75 часть, 76 часть, 98 часть, 100, в квартале 28 выделы 1, 4 часть,
- в границы населенного пункта деревня Петровка лесные участки в квартале 21 выделы 51, 52, 62 - 65, 72 - 76, в квартале 25 выделы 22 - 24, 52 - 54, 59, 66, 67, 70, в квартале 17 выдел 39 часть,
- в границы населенного пункта деревня Ближняя Роща лесные участки в квартале 36 выделы 7 часть, 8 часть, 11 часть, 22 часть, 23 часть, 24 часть, 32 часть, 37 часть, 38, 48 часть, 57, 58 часть, 59, 60 часть, 61 часть, 63, 64 часть, 66 - 68,
- в границы населенного пункта деревня Приветная лесные участки в квартале 24 выделы 1 часть, 2 часть, 3, 4 часть, 5 часть, 7, 16, 17, 43, 44, 46, 47, 49 - 51, в квартале 17 выделы 56, 57,
- в границы населенного пункта село Лузино лесные участки в квартале 31 выделы 1, 5, 6, 7 часть, 9, в квартале 25 выделы 39, 40, 50.
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 21 марта 2016 г. основанном на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения.
Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана населенного пункта без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.
Довод апелляционной жалобы о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения, со ссылкой на выполнение обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69, является несостоятельным, поскольку несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов недействующими.
Необоснованность иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые, как указано выше, Судебная коллегия считает правильными.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Омского областного суда от 23 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------