ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 июля 2018 г. N 307-ЭС18-9297
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А56-8326/2017 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2018 по тому же делу по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" о взыскании 1 555 663 рублей задолженности за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь лицам, застрахованным в Ленинградской области по программе обязательного медицинского страхования,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (в настоящее время федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"; далее учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - фонд Санкт-Петербурга) о взыскании 1 555 663 рублей задолженности за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь лицам, застрахованным в Ленинградской области по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее - фонд Ленинградской области).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2017 учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 решение суда первой инстанции отменено, требования учреждения удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 14.03.2018 оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Фонд Ленинградской области обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, в которой просит их отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Суд первой инстанции, ссылаясь на госпитализацию пациентов для оказания медицинской помощи с нарушением установленного порядка, отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что медицинская помощь была оказана по направлениям лечащего врача поликлинического подразделения медицинской организации, оказывающей специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь, и по направлениям комиссии этой медицинской организации, при том, что факт оказания услуги и тариф на оплату медицинской помощи фондом Санкт-Петербурга не оспаривается и соответствует тарифному соглашению, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), а также Положением об оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н (далее - Положение N 543н), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований у фонда Санкт-Петербурга для отказа в оплате учреждению оказанной им высокотехнологичной медицинской помощи лицам, застрахованным в Ленинградской области по программе ОМС.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные учреждением требования.
Суд кассационной инстанции согласился с указанными выводами и оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что положения Закона N 323-ФЗ и Положения N 543н свидетельствуют о том, что гражданин вправе самостоятельно обратиться в медицинскую организацию за оказанием первичной специализированной медико-санитарной помощи. При этом ограничений по территориальному признаку или необходимости получить направление от врача медицинской организации по месту жительства гражданина для обращения в поликлиническое подразделение медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, частью которой является высокотехнологичная медицинская помощь, законодательство не содержит. Это соответствует принципам доступности медицинской помощи, приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, фонд Ленинградской области ссылается на нарушение учреждением установленного порядка госпитализации пациентов в плановой форме, без направлений надлежащей медицинской организации, принявшей заявления этих граждан о выборе медицинской организации.
Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, связанным с соблюдением учреждением установленного порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи лицам, застрахованным в Ленинградской области по программе ОМС.
Доводы фонда Ленинградской области направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного приведенные фондом Ленинградской области в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, основания для передачи жалобы фонда Ленинградской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Верховного Суда Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ
------------------------------------------------------------------