Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 2-КГ17-15

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 октября 2017 г. N 2-КГ17-15

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной С.В., Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2017 г. гражданское дело по иску Румянцева Виктора Александровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о признании отказа в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным, взыскании компенсации морального вреда

по кассационной жалобе представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Смирновой Елены Александровны, Курсаева Александра Викторовича на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Смирновой Е.А., Курсаева А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Румянцева В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, а судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Румянцев Виктор Александрович обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - УМВД России по Вологодской области) и с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным отказ начальника УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме его на службу в органы внутренних дел, взыскать с УМВД России по Вологодской области в его пользу в счет компенсации морального вреда 60 000 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ликвидационная комиссия Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области.

В обоснование предъявленных требований Румянцев В.А. указал, что с 10 апреля 2012 г. проходил службу в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - органы наркоконтроля).

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее также - ФСКН России) 13 мая 2016 г. Румянцев В.А. подал рапорт на имя начальника УМВД России по Вологодской области о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.

31 мая 2016 г. начальником УМВД России по Вологодской области Румянцеву В.А. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел из-за несоответствия морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.

Приказом начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области (далее - УФСКН России по Вологодской области) от 31 мая 2016 г. N 190-лс он уволен со службы в органах наркоконтроля с 15 июня 2016 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ).

По мнению Румянцева В.А., отказ начальника УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме его на службу в органы внутренних дел является незаконным, так как Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 всем сотрудникам упраздняемой ФСКН России при наличии их волеизъявления, выраженного в соответствующей форме, гарантирован перевод в органы внутренних дел без каких-либо ограничений и дополнительных требований, кроме ограничений по присвоению специального звания - не выше звания полковника. Румянцев В.А. также ссылался на то, что в решении комиссии УМВД России по Вологодской области не указаны конкретные основания для признания его не соответствующим морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г. исковые требования Румянцева В.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ начальника УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме на службу в органы внутренних дел Румянцева В.А. С УМВД России по Вологодской области в пользу Румянцева В.А. взыскана компенсация морального вреда в сумме 3000 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителями Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Смирновой Е.А. и Курсаевым А.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 г., как незаконных, и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 26 июня 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 11 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель ликвидационной комиссии УФСКН России по Вологодской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Румянцев В.А. проходил службу в органах наркоконтроля в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела УФСКН России по Вологодской области, имеет специальное звание капитана полиции.

13 мая 2016 г. Румянцевым В.А. был подан рапорт на имя начальника УМВД России по Вологодской области о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на основании подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Из протокола заседания комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел от 30 мая 2016 г. следует, что по результатам рассмотрения возможности трудоустройства Румянцева В.А. рекомендовано отказать ему в приеме на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.

31 мая 2016 г. начальником УМВД России по Вологодской области отказано в удовлетворении рапорта Румянцева В.А. о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из органов наркоконтроля.

Письмом УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. начальнику УФСКН России по Вологодской области было сообщено о принятом руководством УМВД России по Вологодской области решении об отказе Румянцеву В.А. в приеме на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым качествам, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.

Приказом начальника УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. N 190-лс капитан полиции Румянцев В.А., находящийся в распоряжении по должности старшего оперуполномоченного 1 отдела УФСКН России по Вологодской области, уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) и с 15 июня 2016 г. исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования Румянцева В.А., суд первой инстанции ссылался на положения подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в сфере миграции", согласно которым сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, и исходил из того, что приему на службу в органы внутренних дел в порядке перевода подлежит любой сотрудник органов наркоконтроля, изъявивший желание продолжить службу в органах внутренних дел, без каких-либо ограничений. Истец же выразил желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав 13 мая 2016 г. соответствующий рапорт. Полагая, что служба в органах внутренних дел и служба в органах наркоконтроля сходны по порядку прохождения службы, приема на службу, в ограничениях и запретах, целях и задачах, суд первой инстанции посчитал запрет на повторную проверку уровня подготовки и соответствия должности, предусмотренный приведенными нормами, логичным и обоснованным, а отказ истцу в приеме на службу в органы внутренних дел - неправомерным.

По мнению суда первой инстанции, порядок поступления на службу в органы внутренних дел, предусмотренный положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), не может быть применен, поскольку в противном случае поступление сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не будет являться переводом в том смысле, какой в данное понятие вкладывает законодатель.

Суд первой инстанции также указал на то, что доводы ответчика о неоднократном привлечении истца к административной ответственности и его несоответствии, по мнению комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел, морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел, правового значения не имеют.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе УМВД России по Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г., согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 данного указа).

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).

Правоотношения, связанные в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные в том числе по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.

Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).

Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, наличие которых вместе с тем не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел принять на службу сотрудников органов наркоконтроля и не лишает соответствующего руководителя органа внутренних дел права при проведении кадрового отбора и наличии соответствующих оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел.

Однако данные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора были применены неправильно.

Судебными инстанциями не было учтено, что Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 не может применяться без взаимосвязи с нормами специального законодательства, регулирующими поступление на службу в органы внутренних дел, ее прохождение и прекращение.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 распоряжением МВД России от 18 апреля 2016 г. утвержден План первоочередных мероприятий от 15 апреля 2016 г., которым территориальным органам МВД России рекомендовано провести проверочные мероприятия в отношении сотрудников органов наркоконтроля, выразивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, что соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в отношении граждан, желающих поступить на службу в органы внутренних дел.

Румянцев В.А., как следует из отметки на его рапорте на имя начальника УМВД России по Вологодской области о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из органов наркоконтроля, не рекомендован оперативно-розыскной частью собственной безопасности УМВД России по Вологодской области для прохождения службы в органах внутренних дел (л.д. 47). Ответчиком в дело представлены сведения о многочисленных фактах привлечения Румянцева В.А. к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (л.д. 84 - 96).

Таким образом, УМВД России по Вологодской области, действуя в рамках предписанных норм и указаний, провело проверочные мероприятия и, получив по ним информацию о фактах привлечения Румянцева В.А. к административной ответственности, а также принимая во внимание, что Румянцев В.А. не рекомендован оперативно-розыскной частью собственной безопасности УМВД России по Вологодской области для прохождения службы в органах внутренних дел, 31 мая 2016 г. приняло решение об отказе Румянцеву В.А. в приеме на службу в органы внутренних дел.

С учетом того, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда первой инстанции о незаконности решения начальника УМВД России по Вологодской области, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе Румянцеву В.А. в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации неправомерны.

Нельзя согласиться и с выводом суда первой инстанции о том, что к спорным отношениям не применяется Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, поскольку в противном случае поступление сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не будет являться переводом в том смысле, какой в данное понятие вкладывает законодатель.

Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, регулирующие порядок увольнения сотрудников органов наркоконтроля в связи с упразднением этих органов, предусматривают специальную процедуру увольнения и дальнейшего трудоустройства таких сотрудников в органы внутренних дел.

Вместе с тем наличие определенных этими нормативными правовыми актами исключений из общих правил приема на службу в органы внутренних дел не отменяет установленное частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ право руководителя соответствующего органа внутренних дел при разрешении вопроса о приеме такого сотрудника дать оценку деловым и личным качествам кандидата на основании представленных заключений по результатам проверочных мероприятий. Безусловной обязанности уполномоченного руководителя органа внутренних дел принять на службу сотрудника органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков нормы специального законодательства не содержат. Для сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ предусматривает возможность изменения основания увольнения "в связи с переводом в другой государственный орган" на увольнение "в связи с проведением организационно-штатных мероприятий".

На ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, основаны также и суждения суда о том, что не имеют правового значения факты неоднократного привлечения истца к административной ответственности в период прохождения службы в органах наркоконтроля и что сотруднику органов наркоконтроля достаточно выразить желание для поступления на службу в органы внутренних дел, подав соответствующий рапорт, поскольку служба в органах внутренних дел и служба в органах наркоконтроля сходны по порядку прохождения службы и приема на службу.

Ввиду изложенного решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 г. о частичном удовлетворении исковых требований Румянцева В.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Вологодский городской суд Вологодской области.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления