ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 сентября 2019 г. N 304-ЭС19-14646
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) департамента по управлению муниципальным имуществом города Губкинского на решение Арбитражного суда Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2018 (судья Соколов С.В.), постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Дерхо Д.С., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2019 (судьи Туленкова Л.В., Куклева Е.А., Хлебников А.В.) по делу N А81-7602/2018,
департамент по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее - Общество) о взыскании 12 360 000 рублей неустойки в виде штрафа за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий концессионного соглашения в отношении центральных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования город Губкинский от 31.12.2015 (далее - концессионное соглашение).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.12.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что корректировка инвестиционной программы в 2018 году (согласование корректировки администрацией города Губкинского) не является основанием для освобождения от ответственности Общества за неисполнение условий соглашения (мероприятий, которые должны были быть выполнены в 2017 году); внесение изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2015 N 266-т приказом от 01.11.2018 N 108-т, согласно которому год окончания реализации мероприятий по всем позициям, указанным истцом в качестве нарушений изменен на 2018 год (в том числе исключены пункты 3.1.12, 3.1.14, сроки исполнения пунктов 3.1.2, 3.1.5, 3.1.6, 3.2.1 инвестиционной программы перенесены) не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение в 2017 году предусмотренных мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, между муниципальным образованием город Губкинский в лице Департамента (концедент) и Обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение, в соответствии с пунктом 1 раздела I которого концессионер обязался за свой счет реконструировать (модернизировать) имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту и осуществлять на территории муниципального образования город Губкинский горячее и холодное водоснабжение, водоотведение с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объект соглашения передан концедентом концессионеру по акту приема- передачи в порядке, установленном разделом III концессионного соглашения (Порядок передачи концедентом концессионеру объектов имущества).
Согласно пункту 8 раздела IV концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать (модернизировать) объект соглашения состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 2 и имущества, входящего в состав объекта соглашения, в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
На основании пункта 10 раздела IV концессионного соглашения перечень реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения должен быть учтен в инвестиционной программе концессионера, утверждаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
По пункту 23 раздела IV концессионного соглашения объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на 15 лет, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Положениями пунктов 62 - 67 раздела IX концессионного соглашения установлено, что срок реконструкции недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения, устанавливается в соответствии с инвестиционной программой концессионера. Срок ввода в эксплуатацию реконструированного объекта соглашения установлен в течение 20 рабочих дней после окончания реконструкции. Срок использования (эксплуатации) концессионером объектов соглашения - с 30.12.2015 по 30.12.2030. Срок передачи концедентом концессионеру объекта соглашения, иного имущества - в течение 30 календарных дней с момента подписания сторонами настоящего соглашения. Срок передачи концессионером концеденту объекта соглашения, иного имущества - в течение 30 календарных дней с даты окончания срока действия соглашения. Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1 концессионного соглашения, с даты заключения настоящего соглашения и до даты подписания сторонами акта приема-передачи концессионером концеденту объекта соглашения, иного имущества.
Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2016 N 176-т утверждена инвестиционная программа филиала Общества в городе Губкинский по модернизации систем коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Губкинский на 2017-2019 годы (далее - инвестиционная программа).
В соответствии с инвестиционной программой расходы на реализацию мероприятий на 2017 год в прогнозных ценах составляют 60 949 000, 51 руб. (с налогом на добавленную стоимость, далее - НДС).
Пунктом 26 концессионного соглашения предусмотрено, что при оценке исполнения концессионером своих обязательств по реконструкции объекта соглашения и иного имущества (объектов входящих в состав объекта соглашения и иного имущества) составляется акт об исполнении обязательств по концессионному соглашению. В акте об исполнении обязательств по концессионному соглашению стороны концедент и концессионер учитывают обстоятельства, предусмотренные пунктами 26.1 и 26.2 концессионного соглашения.
Проект акта об исполнении обязательств подготавливается концессионером ежегодно, в срок до 01 мая года, следующего за отчетным, направляется концеденту с приложением копий документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером инвестиций: акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией и иные документы, подтверждающие сумму произведенных инвестиций.
В случае отсутствия разногласий по представленному акту об исполнении обязательств концедент подписывает и возвращает концессионеру в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения документов, указанных в предыдущем абзаце, либо направляет мотивированный отказ.
При оценке исполнения условий концессионного соглашения в связи с поступлением проекта акта об исполнении обязательств концессионного соглашения от 03.05.2018 N 678 Департаментом установлен факт невыполнения Обществом мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2017 год на сумму 43 938 000,68 руб. (с НДС).
В нарушение пункта 26.2 концессионного соглашения Обществом вместе с актом об исполнении обязательств не представлены копии документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером инвестиций, а именно акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и иные документы, подтверждающие сумму произведенных инвестиций, в связи с чем Департаментом направлен дополнительный запрос от 23.05.2018 N 40-1-10/1541 о предоставлении вышеуказанных документов, в срок до 24.05.2018.
В Департамент 13.06.2018 поступило письмо Общества от 08.06.2018 N 898 о направлении копий документов.
Вместе с тем, исходя из представленных Обществом документов, Департаменту не представилось возможным определить (подтвердить) сумму произведенных концессионером инвестиций (понесенных затрат) по мероприятиям, указанным в акте об исполнении мероприятий на 2017 год, (документы не подписаны уполномоченными лицами, надлежащим образом не оформлены и т.д.).
Обществом предоставлена информация о выполнении мероприятий, не предусмотренных в инвестиционной программе. Согласно акту об исполнении обязательств Обществом выполнены мероприятия, отсутствующие в инвестиционной программе, на общую сумму 40 133 000,57 руб. (с НДС).
В связи с отсутствием в инвестиционной программе запланированных денежных средств на вышеуказанные мероприятия на 2017 год в рамках исполнения мероприятий концессионного соглашения за 2017 год, данные мероприятия не учтены Департаментом при оценке исполнения концессионером своих обязательств; кроме того, Обществом не представлены документы, подтверждающие сумму произведенных инвестиций.
Департамент направил Обществу письмом от 30.05.2018 N 40-1-10/1632 мотивированный отказ от подписания акта об исполнении обязательств концессионного соглашения.
Во исполнение пункта 76 концессионного соглашения рабочей группой по проверке исполнения концессионером условий концессионного соглашения, утвержденной постановлением администрации города Губкинского от 07.07.2016 N 1245 "О создании рабочей группы по проверке исполнения концессионером условий концессионного соглашения в отношении централизованных систем ГВС и ХВС, водоотведения и отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования город Губкинский", составлен акт от 29.06.2018 N 2 о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения, который размещен в установленном порядке на официальном сайте администрации города Губкинского (www.gubadm.ru).
В соответствии с пунктом 78 раздела XII концессионного соглашения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и соглашением.
Согласно пункту 84 концессионного соглашения концессионер обязан уплатить концеденту в городской бюджет неустойку в виде штрафа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств, установленных пунктом 8, подпунктом "А" пункта 11, пунктом 21 концессионного соглашения, в том числе в случае нарушения сроков исполнения указанных обязательств, в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день уплаты неустойки, за каждый день просрочки. При этом обязанность по уплате неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательства, установленного подпунктом "А" пункта 11 соглашения, наступает в случае нарушения срока его исполнения более чем на 2 месяца.
За неисполнение условий соглашения, Департаментом начислена Обществу неустойка в сумме 12 360 000 руб., в связи с чем Обществу направлена претензия от 27.07.2018 N 40-1-09/2194 с требованием об уплате штрафных санкций в течение 30 календарных дней с момента получения претензии.
Поскольку Обществом претензионные требования не исполнены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 329, 330, 401, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу, что в рассматриваемом случае условиями спорного соглашения срок реконструкции объекта установлен в целом, а не для отдельных этапов.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
отказать в передаче кассационной жалобы департамента по управлению муниципальным имуществом города Губкинского для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------