ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 сентября 2019 г. N 302-ЭС19-14957
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2019 по делу N А19-22640/2018
индивидуальный предприниматель Добежина Лилия Васильевна (ОГРНИП 304381033600097, ИНН 381000193441, далее также - предприниматель Добежина Л.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: г. Иркутск, далее также - администрация г. Иркутска, ответчик) о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка от 18.10.2007 N 794-ВС, выраженного в письме от 30.08.2018 N 505-74-13713/8, и об обязании ответчика продлить срок действия данного договора сроком на три года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что принятое Администрацией решение Администрации г. Иркутска об отказе в продлении договора земельного участка в аренду для размещения киоска "Хлеб" в связи с благоустройством является незаконным по следующим основаниям:
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в не изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Торговый киоск "Хлеб" внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Иркутска, утвержденную постановлением администрации города Иркутска "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов "от 30.12.2011 N 031-06-3192\11. Данное постановление с учетом изменений от 28.12.2018 действует до 01.01.2020.
Администрацией нарушен абзац 1 раздела 5 концепции "Развитие торговли в годе Иркутске до 2027 года", утвержденный распоряжением мэра-председателя комитета экономики администрации города Иркутска от 31.05.2017 N 182-02-383\7-1, согласно которому введен порядок заключения договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов сроком на три года.
Администрацией нарушен абзац 1 раздела 8.4 концепции "Развитие торговли в годе Иркутске до 2027 года", утвержденный распоряжением мэра-председателя комитета экономики администрации города Иркутска от 31.05.2017 N 182-02-383\7-1, согласно которому при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжить торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.
Нарушен пункт 3.4 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденный решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257\5 (в редакции от 27.10.2017 N 006-20-390606\7), согласно которому осуществляется заключение договоров аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов.
Нарушен подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве аренды. Из договора аренды земельного участка N 794-ВС от 18.10.2007 следует, что земельный участок предоставлен на праве аренды с 18.10.2007 до 31.12.2017.
Суды ошибочно применили Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушен подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку положение, изложенное в данной норме, применяется за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
По мнению заявителя, договор аренды является действующим, уведомление о его расторжении не получала.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на основании распоряжения заместителя главы администрации - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 18.10.2007 N 504-02-3185/7 администрация г. Иркутска (арендодатель) и предприниматель Добежина Л.В. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 18.10.2007 N 794-ВС, согласно которому арендатору передан в аренду на срок с 01.10.2007 по 31.08.2008 для установки и размещении временного сооружения (киоска) без права возведения капитальных строений земельный участок общей площадью 15 кв. м из категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан, у дома N 20.
В пункте 2.2.2 договора стороны предусмотрели, что арендодатель вправе досрочно отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель отправляет арендатору извещение (заказным письмом с уведомлением о вручении) о принятом решении и требовании освободить объект. По истечении 30 дней с момента получения извещения арендатором договор считается расторгнутым.
Дополнительным соглашением (Б) от 09.09.2014 срок действия этого договора аренды продлен сторонами до 31.12.2017.
В соответствии с указанным выше пунктом 2.2.2 договора администрация заявила об одностороннем отказе от исполнения обязательств по нему, направив предпринимателю Добежиной Л.В. соответствующее уведомление об этом от 13.07.2017 N 1880-71-2958/17 с предложением в срок до 21.08.2017 освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю администрации. Данное уведомление получено предпринимателем 24.07.2017.
Впоследствии предприниматель Добежина Л.В. обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением от 01.08.2018 N 5203-51-10918/18 о продлении срока действия договора аренды от 18.10.2007 N 794-ВС до 31.12.2020.
Письмом от 30.08.2018 N 505-74-13713/8 администрация отказала предпринимателю в продлении договора аренды земельного участка, сославшись на разработку проекта благоустройства территории в Ленинском районе города Иркутска по ул. Сибирских Партизан, которым не предусмотрено размещение на указанной территории нестационарных торговых объектов.
Полагая, что данный отказ администрации от продления срока действия договора аренды является недействительным, предприниматель Добежина Л.В. обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска и признавая отказ администрации от продления договора аренды земельного участка правомерным, суды руководствовались положениями статей 432, 450.1, 606, 607, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.1, 39.6, 39.8, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и исходили из отсутствия оснований для продления договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов; ранее заключенный договор аренды от 18.10.2007 N 794-ВС прекратил свое действие 24.08.2017 в связи с односторонним отказом администрации от его исполнения на основании пункта 2.2.2 договора (уведомление от 13.07.2017 N 1880-71-2958/17) и не действовал на дату подачи предпринимателем заявления о продлении срока действия этого договора.
Отклоняя доводы предпринимателя о необоснованности отказа администрации в продлении договора аренды земельного участка ввиду наличия сведений о месте размещения принадлежащего ему киоска в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Иркутска, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (сроком размещения до 01.01.2019), суды правомерно указали, что схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Указанная схема является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их (таково содержание схемы, утвержденной в городе Иркутске постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11).
Наличие сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта в схеме их размещения само по себе не предоставляет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения конкурентных процедур.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------