Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2020 г. N 307-ЭС19-21226

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (далее - учреждение, заказчик, заявитель) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2019 по делу N А44-6018/2018 Арбитражного суда Новгородской области

по заявлению учреждения к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения от 25.05.2018 (пункты 2 - 4, а также в части признания обоснованной жалобы участника закупки общества с ограниченной ответственностью "Хозяйство "Нива" (далее - общество),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества, администрации Губернатора Новгородской области (далее - администрация, уполномоченный орган),

установил:

решением Арбитражного суда Новгородской области от 27.11.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2019 решение и постановление судов отменены, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение ссылается на существенные нарушения судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также дополнений к ней установлены основания для передачи кассационной жалобы учреждения с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в управление поступила жалоба общества на действия учреждения и администрации при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков, занимаемых автомобильной дорогой Каменка - Никандрово, образованию земельных участков в границах обслуживания, образованию границ земельных участков путем раздела, объединения земельных участков или выдела из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, формированию частей земельных участков, постановке их на государственный кадастровый учет, восстановлению и установлению границ земельных участков, необходимых для завершения строительства мостового перехода через реку Люшонка на км 11 + 932 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Каменка - Никандрово в Любытинском муниципальном районе Ленинградской области (извещение N 0150200003918000381).

Согласно доводам жалобы, включение заказчиком в конкурсную документацию в предмет оценки по критерию "Квалификация участников закупки" в отношении показателя "Деловая репутация участника закупки" требований согласно Стандарту организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 (далее - Стандарт СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017) ограничивает количество участников спорной закупки.

Антимонопольным органом жалоба общества признана обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 2), предписание решено не выдавать (пункт 3), материалы жалобы и внеплановой проверки переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).

Несогласие с выводами антимонопольного органа послужило основанием для оспаривания названной части решения управления в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии со стороны заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при установлении в конкурсной документации критериев оценки заявок.

Отменяя данные судебные акты, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения, указав, что порядок оценки деловой репутации, определенной заказчиком, в рассматриваемом случае не соответствует объекту закупки, и, как следствие, не может служить в качестве критерия определения победителя конкурса.

При этом суд кассационной инстанции отметил, что факторы оценки деловой репутации предусмотрены в разделе 6 Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 указывают на то, что область применения данного Стандарта ограничена выполнением инженерных изысканий в сфере строительства и содержания автомобильных дорог, результатом которых является подготовка данных для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Применение Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 для иных целей, а применительно к обстоятельствам настоящего дела - для оценки деловой репутации лиц, выполняющих кадастровые работы, противоречит положениям ГОСТ Р 66.1.02-2015.

Выражая несогласие с оспариваемым судебным актом, учреждение приводит следующие доводы.

Стандарт СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.66.2615 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и позволяет провести объективную оценку деловой репутации лица, выполняющего инженерные изыскания для автомобильных дорог. Область применения данного стандарта ограничена классом 71 "деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования технических испытаний, исследований и анализа" классификатора ОКВЭД 2.

Одним из видов работ заявлены геодезические работы, которые являются неотъемлемой частью кадастровых работ. Учреждение полагает, что при выполнении геодезических работ в составе кадастровых работ и геодезических работ в составе инженерных изысканий для строительства применяются одинаковые методы, что позволяет произвести оценку деловой репутации согласно показателям Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017.

Указанный вывод также подтверждается имеющимися в материалах дела и принятых судами первой и апелляционной инстанций мнений компетентных органов по данному вопросу, а также установленными фактами выдачи сертификатов соответствия в соответствии с условиями Стандарта ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 лицам, осуществляющим кадастровую деятельность.

Учреждение указывает, что вопреки выводам суда кассационной инстанции, им в полной мере обеспечены гарантии реализации прав потенциальных участников в условиях проводимой закупки, поскольку отсутствие сертификата, выданного в соответствии с условиями Стандарта ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017, не является основанием для отклонения заявки участника закупки, а к оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от наличия указанного сертификата.

Таким образом, учреждение, устанавливая требования к участникам закупки, исходило из существующих нужд и потребностей заказчика, с целью определения победителя, предоставившего лучшие условия для выполнения работ.

Также учреждение ссылается на нарушение единообразия судебной практики, допущенное судом округа при рассмотрении настоящего дела.

Приведенные учреждением доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

передать кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления